Сущность интеллектуального капитала, его роль и место в структуре капитала
Природа капитала, его сущность приковывала к себе внимание экономической мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений люди по-разному отвечали на вопрос о том, что такое капитал.
На рис. 1 представлен исторический аспект развития категории «капитал».
Чаще всего под капиталом подразумевались отношения собственности по поводу конкретной совокупности материально-вещественных, информационных, денежных, трудовых факторов, необходимых для формирования, использования и развития данной экономической системы.
Объединение перечисленных элементов в систему преобразует природу каждого из них: они становятся органической частью капитала.
Потребление рабочей силы, рационально использующей факторы производства, создает товар, услуги, их стоимость. Это служит основой воспроизводства каждого данного предприятия, фирмы.
Капитал представляет собой взаимодействие предпринимателя-собственника, факторов производства и рабочей силы – совокупного работника, используемого в данном процессе воспроизводства.
Отношения капитала складываются, реализуются и постоянно возобновляются по поводу рационального использования факторов производства.
По мере развития общества, НТП появляются новые более сложные формы капитала, обладающие большим потенциалом экономической активности, выступающим своего рода вектором развития. Сила капитала в единстве его различных форм, непрекращающемся развитии, эффективном воспроизводстве.
Таким образом, капитал как экономическая категория представляет собой отношения между субъектами собственности по поводу рационально го использования совокупности материальных и нематериальных факторов производства, рабочей силы, интеллектуального потенциала сотрудников, финансового капитала в целях воспроизводства себя как экономической системы, создания конкретных полезностей (товаров, услуг, интеллектуального продукта), необходимого дохода на основе обособленного экономического интереса.
В современных условиях и на ближайшее будущее единственный фактор, развитие которого имеет достаточно обширный ресурс как по качественно-количественным параметрам, так и по временным, – это человеческий капитал.Экономические категории «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал» основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, поэтому имеют много общего, однако различаются по форме образования.
Человеческий капитал представляет собой знания, опыт, навыки и способности конкретных физических лиц как единую экономическую ценность данного объекта бизнеса. Этот капитал неотчуждаем от его обладателей (то есть это интеллектуальный потенциал).
Интеллектуальный капитал имеет следующую структуру: интеллектуальный потенциал, интеллектуальная активность, интеллектуальная собственность, информация, инфраструктура и рыночные активы.
Интеллектуальные способности являются наиболее динамичной составляющей интеллектуального капитала. Совокупные интеллектуальные способности на уровне предприятия представляют собой интеллектуальный потенциал, который характеризует возможности развития данной структуры.
Интеллектуальный потенциал – это не только возможность стабильно производить качественную продукцию, но и способности адаптации предприятия к меняющимся условиям через совершенствование техники, технологии, управления, освоения новых рынков сбыта, создание новых продуктов, увеличение объемов производства и продаж, более быстрое накопление капитала.
Таким образом, человек не просто является инструментом для выполнения определенной работы, но и самодостаточной системой, способной осваивать разнообразные виды работ.
Отсюда вывод, что интеллектуальный потенциал – это совокупность знаний, творческих способностей, умений решать проблемы, лидерских качества, предпринимательских и управленческих навыков. Структура интеллектуального потенциала представлена на рис. 2.
Существует и диалектическая связь между способностями человека и его знаниями. Первое невозможно без второго и служит его предпосылкой, а также закономерным итогом, и наоборот.
Способности, участвующие в воспроизводственном процессе, можно классифицировать:
- по уровню сложности. Если на первый уровень способностей (простые индивидуальные способности), поместить такую характеристику человека, как одаренность, то совместно с другими качествами этого уровня (мышление, воображение и т. д.), на втором уровне (комплексные индивидуальные способности) будет получена такая важная способность, как креативность;
- по природе способностей: индивидуальные способности; социальные способности. Одни способности обусловлены природной составляющей человека, другие возникли или, развившись, приобрели иное качество в процессе взаимодействия с другими людьми. Соответственно, социальные способности также разделены по уровню сложности.
Способности развиваются только в процессе деятельности. Неиспользуемая способность теряет свои свойства. На определенном этапе развития системы способностей она приобретает исключительные качества, которые во взаимодействии с накопленными знаниями составляют личность человека.
С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит сложный процесс и биологического, и психологического, и социального созревания, социализации.
Изменение человека, превращение его в личность происходит в процессе деятельности, при этом можно говорить о формировании личностей рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных. Но данный процесс обеспечивается свободой экономической, политической, духовной и гносеологической.
Определяющей структурой, способствующей формированию интеллектуального потенциала личности, является образовательная система, включающая в себя различные уровни (общее образование, профессиональная подготовка в вузе, дополнительное профессиональное образование, осуществляемое в рамках образовательной производственной подсистемы).
Результатом функционирования образовательной системы служит развитие науки в национальном и мировом масштабе, роль которой огромна в процессе воспроизводства капитала. Темпы, масштабы развития со временной экономики определяются уровнем интеллектуальной активности, лежащей в основе взаимодействия науки и воспроизводственной системы.Следовательно, образование представляет качественную характеристику рабочей силы, умение владеть многосторонним материалом, использовать, обобщать и анализировать полученные данные. Таким образом, на рис. 3 схематично проиллюстрировано взаимодействие субъектов воспроизводства интеллектуального капитала.
Превращение интеллектуального потенциала в интеллектуальный капитал происходит в процессе воспроизводства капитала.
Факторы, способствующие воспроизводству интеллектуального капитала:
- рабочая сила;
- нематериальные активы: интеллектуальные способности, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная собственность, информационный ресурс;
- финансово-инновационный капитал;
- высокие технологии.
Помимо вышеперечисленных факторов, на структуру капитала, эффективность его воспроизводства также оказывает влияние ряд внешних условий: уровень развития информационной среды, наличие современной рыночной инфраструктуры, характер государственной экономической политики, состояние институциональной, правовой, инновационной среды, научно-технические и другие условия движения капитала.
Рыночный механизм воспроизводства интеллектуального капитала представлен на рис. 4.
Сам процесс воспроизводства интеллектуального капитала подразумевает последовательность следующих этапов:
- Распределение капитала. На данном этапе обосновывается инвестиционная деятельность субъекта хозяйствования с определением объема инноваций, формирующая ресурсную базу воспроизводства интеллектуального капитала.
- Формирование концепции развития. В процессе творческой деятельности на базе изучения, формирования и развития потребностей происходит разработка, отбор идей.
- Этап потребления. Апробация, совершенствование и внедрение интеллектуального продукта достигают единства.
- Этап производства. Происходит наращивание объемов и (или) качества производимой продукции, совершенствуется структура интеллектуальной собственности и активно развиваются маркетинг-элементы, позволяющие достичь оптимального результата в деятельности фирмы на рынке. На данном этапе интеллектуальный капитал выступает средством повышения уровня эффективности воспроизводственного процесса, часть которого в форме ресурса возвращается на первоначальный этап, замыкая воспроизводственный цикл и обеспечивая его постоянное развитие.
Специфика представленного подхода к процессу воспроизводства интеллектуального капитала в рыночных условиях:
- смещаются этапы воспроизводства капитала с первичным обоснованием объема инноваций и размера привлекаемых ресурсов;
- расширяется возможность, эффективность и оптимальность воспроизводства интеллектуального капитала на базе маркетинг-системы;
- достигается непрерывность воспроизводства интеллектуального капитала как необходимое средство повышения эффективности процесса воспроизводства капитала;
- увеличивается доход на интеллектуальный капитал в форме экономической ренты;
- происходит выделение временного лага, в течение которого интеллектуальный потенциал превращается в интеллектуальный капитал;
- развивается образовательная производственная система, совершенствующая интеллектуальный потенциал сотрудников.
Совокупность факторов производства определяется многими условиями, среди них – характер производства, его начальный уровень, территориальное расположение, характер транспортных связей и др.
Это может быть экономическая система, связанная с машиностроением или конкретным производством, промышленным или банковским, работающим на севере или на юге, в зависимости от отдаленности рынка от транспортных магистралей, и т. п. Все это потребует разного количества, сочетания факторов производства.
- Маркетинговые коммуникаций в цифровом сообществе
- Роль и место комплекса маркетинговых коммуникаций на современном этапе развития экономики
- Маркетинговое обеспечение коммерциализации интеллектуальных продуктов
- Коммерционализация рыночных инноваций
- Сущность и содержание понятия латеральный маркетинг
- Специфика маркетинга интеллектуального продукта
- Сущность, особенность и виды интеллектуального продукта
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу