Коммерционализация рыночных инноваций

В условиях рыночной экономики центральной проблемой коммерциализации рыночных инноваций отечественных предприятий является проблема восприятия рынком инноваций.

Решение именно этой проблемы в значительной степени определяет параметры эффективности всей инновационной деятельности. Однако в отличие от плановой экономики механизм решения проблемы восприятия рынком инноваций закладывается уже на ранних стадиях инновационных разработок.

В рыночной экономике критическим событием инновационного процесса является оценка платежеспособного спроса потребителей инноваций. Поэтому неотъемлемыми элементами инновационного цикла являются процесс выявления предпочтений заказчиков, оценка новых потенциальных потребностей, определения допустимых ценовых параметров продуктовые инновации и оценка масштабов рынка сбыта.

Другим важным параметрам инновационной деятельности предприятий в условиях конкурентного рынка становится фактор времени.

Эффективность использования ресурсов, вовлекаемых предприятием в инновационный процесс, может быть значительно ниже, если конкуренты опередят предприятия в разработке инноваций и первыми выйдут на рынок с новой продукцией. Поэтому в этих условиях важен правильный выбор инновационной стратегии предприятия.

Выбирая такую стратегию, следует учитывать, что доходность инновационного лидера в ряде случаев значительно превышает доходность имитаторов нововведении.

Таким образом, эффективность инновационных процессов в рыночной экономике обеспечивается факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса потребителей инноваций.

В условиях рыночной экономики происходит непрерывная эволюция организационных моделей маркетингового обеспечения, инновационных процессов.

В современных условиях для инновационной деятельности предприятий характерны следующие тенденции: стремление к сбалансированности технологических и экономических факторов, оптимизация временных границ инновационного процесса и использование максимального числа инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла нововведений.

В настоящее время управление инновационной деятельностью предприятий основано на использовании нелинейных организационных моделей маркетингового обеспечения инновационных процессов (рис. 7).

Переход к этим моделям управления инновационной деятельностью предприятий связан с глобализацией инновационных процессов, охватывающих большинство секторов народного хозяйства, сокращением сроков жизненного цикла продуктовых инноваций, многообразием источников инноваций.

Коммерционализация рыночных инноваций

Коммерциализация рыночных инноваций на основе нелинейных организационных моделей дает возможность установить оптимальное соотношение между составляющими инновационного потенциала.

Интересно
В нелинейных организационных моделях маркетингового обеспечения инновационных процессов поддерживается баланс рыночных и технологических источников инновационных идей.

Этот баланс обеспечивается за счет интеграции инновационных процессов структурных подразделений предприятия, в том числе служб маркетинга, НИОКР и производства.

Активное участие в управлении инновационной деятельности на основе нелинейных организационных моделей принимают потребители, поставщики и консалтинговые фирмы.

В этом случае эффективность коммерциализации рыночных инноваций обеспечивается за счет гибкого взаимодействия организационных звеньев корпоративной модели управления инновациями. Это увеличивает скорость создания инноваций, обеспечивает их высокое качество, дает возможность выполнять более точную оценку рыночного потенциала предприятия в условиях глобализации экономики.

Появление инновационной составляющей в инвестиционных процессах, протекающих на высокотехнологичных предприятиях, а также создание и освоение новых видов продукции значительно усложняют механизм управления инвестиционными проектами.

Это характерно как с точки зрения привлечения финансовых ресурсов, так и с точки зрения их возмещения в процессе реализации проекта.

Усложнение механизма коммерциализации рыночных инноваций связано с тем, что повышается уровень неопределенности результатов инвестиционного проекта. Необходимо составление наиболее точного прогноза параметров результатов инвестиционного проекта.

Вследствие новизны решаемых в процессе инновационной деятельности задач увеличивается длительность инвестиционного цикла, создания освоения и использования технологических инноваций.

В структуре жизненного цикла создаваемой высокотехнологичным предприятием продукции является инновационная стадия. С точки зрения управления инвестиционной деятельностью предприятия эта стадия является элементом предпроектной стадии всего инвестиционного цикла.

Следствием появления инвестиционной деятельности высокотехнологичного предприятия инновационной составляющей является повышение инвестиционных рисков реализуемых проектов, а также появление в составе дисконта премии на инновационный риск.

Инновационная составляющая реализуемых высокотехнологичным предприятием инвестиционных проектов значительным образом увеличивает неопределенность и риск их реализации. Это приводит к изменению схем финансирования проекта, в первую очередь его инновационной стадии.

Для финансирования процессов создания технологических инноваций высокотехнологичному предприятию приходится привлекать таких инвесторов, которые могут взять на себя более высокий риск. Эти инвесторы, как правило, не заинтересованы во вложении финансовых ресурсов в проект под высокие проценты на условиях заемного финансирования.

Их интерес состоит во вложении финансовых ресурсов в капитал предприятия, реализующего проект по созданию технологических инноваций. Таким образом, для целей финансирования инновационных проектов используются особые финансовые схемы венчурного финансирования (рис. 8).

Коммерционализация рыночных инноваций

В мировой практике венчурное финансирование используется как способ финансирования рыночных инноваций, который характеризуется высокой потенциальной доходностью и высокой степенью риска.

Обязательным условием для существования венчурной формы финансирования рыночных инноваций является обособление инновационного проекта в виде специально создаваемой венчурной структуры. Эта структура может существовать либо как внутренний, либо как внешний венчур.

Внутренний венчур создается в рамках предприятий, имеющих высокий потенциал для реализации инновационных проектов. Это в первую очередь предполагает наличие необходимого объема финансовых ресурсов, а также условий для их привлечения. Внутренний венчур представляет собой организационно обособленное подразделение предприятия.

Целью деятельности этого подразделения является эффективная реализация инновационной составляющей проекта по созданию, освоению и использованию технологических инноваций.

Внешний венчур – это юридически самостоятельное предприятие, реализующее инновационный проект в области создания высоких технологий и разработки наукоемкой продукции.

Участвуя в капитале венчурного предприятия, инвестор принимает непосредственное участие не только в финансировании проекта по созданию интеллектуального продукта, но и в управлении венчурным предприятием.

Интересно
Цель венчурного финансирования – получение венчурными инвесторами прибыли в стратегической перспективе путем вложения финансовых ресурсов в рисковый высокодоходный инновационный бизнес.

Прирост рыночной стоимости венчурного предприятия обеспечивается вследствие возрастания стоимости нематериальных активов, формирующихся за счет интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе реализации инновационного проекта.

Таким образом, успешное окончание выполнения инновационной составляющей проекта предполагает замещение венчурного капитала инвестиционным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)