Сущность организационной структуры предприятия

В целом организационная структура предприятия строиться на основе связей соподчинения персонала руководству.

Организационная структура предприятия – инструмент менеджмента, разрабатывающийся с учетом рыночных условий и специфики бизнеса для оптимизированного выполнения:

  • определения объемов, состава и очередности решения задач, проведения работ;
  • распределения трудовых и материальных ресурсов;
  • отладки взаимосвязей между отделами и исполнительными должностями на предприятии.

Взаимоотношения сотрудников для контроля над рабочими процессами делится на две категории (определяемые и типом коммуникационного взаимодействия): по обоюдному согласию и непосредственный контроль.

Первый тип коммуникации существует между сотрудниками, равными по должности и статусу.

Благодаря возникновению доверительных отношений между сотрудниками, улучшается контроль рабочих процессов и выполнения распоряжений высшего руководства.

Негативный момент такого типа коммуникации – возможность сговора сотрудников и саботирование рабочих процессов.

Второй способ организации предусматривает закрепление руководителя за каждой группой рабочих. Управленец осуществляет прямой контроль и корректирует рабочие процессы согласно распоряжениям высшего руководства.

Процесс контроля и коммуникации дополняется стандартами и нормами, которые разрабатываются в рамках конкретного предприятия.

В качестве примера – контроль по уровню квалификации персонала или контроль над результатами работы по факту ее выполнения.

Организация структуры предприятия в целом влияет на определение состава и соподчиненности работ, распределение обязанностей, назначение сроков и отладка взаимодействия между исполнителями и менеджерами.

На практике форму управления выбирают на основании:

  • особенностей предприятия (производство, сфера услуг, купля-продажа);
  • масштаба бизнеса (малый, средний, большой) и ориентированности на местный, национальный или внешний рынок;
  • внедрённых узлов автоматизации производственных и управленческих процессов;
  • уровня подготовки персонала; для компаний промышленного сегмента – характера производства (массовый, серийный, единичный).

Организация структуры предприятия проводится с учетом неизменных принципов:

  • форма управления способствует достижению стратегических целей предприятия;
  • функция менеджмента – основа структуры (руководящий орган вторичен);
  • главные характеристики
    управления – централизация, специализация и интегрированность;
    тождественность структур управления и производства.

Организационная структура управления персоналом на предприятиях также базируется на причинно-следственных связях между руководством и подчиненными и представляет собой группировку сотрудников по подразделениям в зависимости от общности рабочих процессов или согласно целевому (функциональному) назначению. Она определяется типами контроля и управления персоналом.

Без структуры управления персоналом не обходится ни одна организация вне зависимости от своего вида деятельности или масштабов.

Создание управленческой системы взаимоотношений позволяет решить такие задачи:

  • передавать указание высшего руководства непосредственно подчиненным,
  • производить контроль над деятельностью каждого подразделения и сотрудника,
  • оптимизировать рабочие процессы на предприятии,
  • определить размер штата сотрудников, необходимый для корректного функционирования организации.

Этот инструмент менеджмента включает в себя две категории – иерархические и органические формы управления.

Иерархические структуры отличаются четким определением функций, прав и обязанностей сотрудников. Особенности – четкая иерархия и личная ответственность за действия подчиненного, для каждого из которых назначается один непосредственный начальник.

Принятие части решений – компетенция топ-менеджмента (или «центрального узла»), что замедляет процессы управления.

Органические же формы управления легче адаптируются к рыночным изменениям и наукоемким задачам. Совершенная структура сочетает в себе одновременно адаптивные и иерархические преимущества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)