Сущность неуставных отношений

Дедовщина – система неформальных взаимоотношений между двумя поколениями (старшим и младшим) призывников в действующей армии, легализующее угнетение одними людьми других.

Неуставные взаимоотношения (НУВ) – распространение в армейских коллективах безнравственных, а по мере обострения – и противоправных посягательств (моральное и физическое давление) отдельных военнослужащих или групп на личность и права сослуживцев.

Наиболее распространенные формы – словесные оскорбления, шантаж, принуждение сослуживцев или молодых воинов к выполнению различных прихотей, перекладывание на них своих обязанностей в быту и по службе, вымогательство денег, предметов обмундирования, продуктов питания, избиения и издевательства, одиночные и групповые драки и т.д.

К неуставным взаимоотношениям относятся также чрезмерная требовательность со стороны младших командиров к своим подчиненным и то, что мы называем нервными срывами, когда человек, попа-дающий в непереносимую личностную ситуацию и не являющийся по сути хулиганом или насильником, совершает хулиганский поступок.

Сюда же можно отнести и формы расправы над обидчиками, которые превышают необходимые пределы обороны.

Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид или несдержанности на межличностном уровне имеют гораздо меньшую социальную опасность (эти проблемы могут и успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уровнях.

В основе личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях по определенному признаку (признакам) образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле).

<При этом формы утверждения социального статуса (положения) той или иной группы в воинском коллективе приобретают характер создания для доминирующей группы негласных <привилегий> и <обязанностей> по отношению к ней остальных групп, закрепляемых системой морально-психологического и физического насилия.

Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей функциональности: реальная возможность получения со временем представителями <угнетаемых> групп соответствующих <привилегий>, характерных для доминирующей (<подавляющей>) группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с увольнением старослужащих или изменения, происходящие в национальном составе подразделения и т.п.)>.

Большинство военных психологов понимают под неуставными отношениями любые, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных, посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев.

При этом социально-психологическое содержание НУВ включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев.

Таким образом, в основе этого сложного явления лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или группы, материальные или духовные интересы, их честь и достоинство.

Специалисты относят дедовщину к экстремальным и силовым субкультурам, подчеркивая тем самым, что здесь господствует не просто культ насилия, но насилие над личностью в особо концентрированных размерах. Чаще всего экстремальные субкультуры связаны с криминальными отношениями.

Как ни странно, но дедовщина заключается не только в вопиющем нарушении армейских норм, но и в доскональном соблюдении устава, правда, соблюдении, доведенном до полного абсурда. В связи с этим некоторые авторы предлагают трактовать более конкретно – как глумление, издевательство и насилие над военнослужащими.

Под глумлением, согласно В.Далю, понимается насмешка, подшучивание в социально-негативном плане. Под издевательством – насмехание, изголение, зубоскальство. Под насилием – состояние, быт, жизнь под гнетом. Интересно, что В.Даль определял “дедовщину” как вотчину, “дошедшую от деда”.

В некотором отношении все это перекликается и с современной “дедовщиной”, поскольку армейский “дед” “передает” свою “вотчину” воспитания молодых солдат очередному “поколению” старослужащих.

Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В.Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отношений в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминального характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с целью подчинения их своему влиянию.

Как считает И.В. Образцов, можно выделить по меньшей мере шесть различных оснований (механизмов функционирования) неформальных статусно-ролевых систем: <дедовщины>, <землячества>, <культа силы>, религиозного, криминогенного и общественно-политического факторов.

<Дедовщина> представляет собой проявление НУВ, при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним – и комплекса <привилегий> или <обязанностей> в неформальной структуре подразделения) выступает срок службы.

Данный механизм функционирования неуставных взаимоотношений в настоящее время является наиболее исследованным. Разделение военнослужащих на <категории> с соответствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций.

<Землячество> – НУВ, основанные на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности.

В период с конца 1970-х и вплоть до начала 1990-х годов шел интенсивный процесс вытеснения <дедовщины> <землячеством> (на национальной основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и закавказских республик.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)