Субкультуры и контркультуры

Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уникален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой культуре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимущественно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства.

В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспитательным целям.

Еще дети и достраивают ее своими страшилками, анекдотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах.

Следующий возрастной тип субкультура – подростковая субкультура – пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные цен-ностям и образу жизни взрослых.

Она стоит еще на перепутье между детской и молодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест второй. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления.

Они возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение наркотиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представляет уже самобытное явление.

В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, <взрослые молодые> (25-30 лет), как правило, уже не заражаются наркотическим зельем.

Самый опасный период – старшие класса средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует.

Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод притягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не готовы.

Они могут убегать из дома и это тоже форма неподчинения. А потому подростковую субкультуру можно квалифицировать – в определенной ее разновидности – как девиантную.

Но убежать из общества они не могут. Молодежь физически равноценна взрослым, а потому она не убегает от полиции, а сражается с ней. Ее не устраивает общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат.

Молодежная субкультура – совершенно иное дело. Именно в этот период, приблизительно в 17-18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство.

К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума.

У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях – мятеж, демонстрация, бунт – и теоретических – создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)