Сущность и содержание внутриэкономической безопасности государства

Экономическую безопасность можно классифицировать по многим критериям.

Одним из самых важных является выделение двух типов экономической безопасности относительно территории реализации экономических интересов, а именно: реализуются ли они внутри или за пределами национального экономического пространства.

Соответственно экономическая безопасность классифицируется на внутреннюю и внешнюю национальную экономическую безопасность.

Исходя из принятого подразделения экономической безопасности на внешнюю и внутреннюю под внутренней экономической безопасностью, или внутриэкономической безопасностью, понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества во внутриэкономической сфере от существующих и потенциальных угроз. Для любой страны защита своей внутриэкономической безопасности является главным условием и основным признаком национального суверенитета.

Внутриэкономическая безопасность включает в себя энергетическую, продовольственную, финансовую, научно-технологическую, региональную, демографическую и некоторые другие виды безопасности.

Современное состояние российской экономики во многом определяется влиянием совокупности объективных факторов, к числу которых относятся, прежде всего, территориальный, природный и ресурсный, под воздействием которых сложилась базовая структура экономики России.

Интересно
Территориальный фактор, а именно размеры ее территории, огромные расстояния между экономическими центрами влекут за собой целый ряд социально-экономических последствий, которые при своем неконтролируемом развитии могут стать источником рисков и угроз экономической безопасности страны. В том числе рост себестоимости производства за счет высоких транспортных расходов, как следствие снижение конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках, снижение территориальной мобильности населения и ослабление социальных связей между различными районами страны.

Кроме того, существует потенциальный риск нарушения единого экономического пространства и экономической и политической дезинтеграции.

Влияние природных условий на динамику и структуру народного хозяйства проявляется по-разному для отдельных отраслей экономики. В наибольшей степени влиянию природных условий подвержены сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, туристические услуги, добыча полезных ископаемых и ряд других отраслей.

Россия отличается разнообразием природных зон и суровостью климатических условий на большей части своей территории. Вследствие этого неизбежно растет энерго- и в целом ресурсоемкость промышленного производства, сокращается возможность применения стандартизированных форм и методов хозяйствования, снижается производительность труда и конкурентоспособность продукции, возникает необходимость создания значительных продовольственных, топливных и других резервов и запасов, усиливается дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития.

Ресурсный фактор оказывает двойственное влияние на экономику России. С одной стороны, Россия обеспечена всеми природными ресурсами, необходимыми для развития всех отраслей промышленности, формирования независимой самодостаточной экономики и обеспечения устойчивых позиций страны на глобальном мировом рынке, однако, с другой – богатство сырьевыми ресурсами тормозит проведение необходимых структурных реформ в экономической и социальной сфере.

При том, что в России проживает менее 2 % мирового населения, она обладает 16,6 % мировых разведанных запасов нефти, 17,3 % газа, 27 % железной руды, 1,3 % угля, 11 % меди, более чем 40 % полезных ископаемых металлоплатиновой группы. Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа, железной руды, серебра, алмазов и апатитов, второе – по запасам нефти, никеля, вольфрама, золота, платины, калийных солей, третье – меди и цинка, четвертое – урана. Доля России в мировой добыче природного газа составляет 18 %, угля – 5,3 %, железной руды – 5 %, в мировом производстве электроэнергии – 4,4 %, чугуна – 4,5 %, стали – 4,3 %, минеральных удобрений – 9,7 %.

Одновременно преимущества высокой ресурсообеспеченности служат источником ряда угроз, в первую очередь зависимости экономики от природных ресурсов, что обусловливает одностороннее развитие экономики, структурные перекосы, монопродуктовый экспорт.

Наличие крупных запасов разнообразных природных ресурсов и лидерство страны по объемам их добычи порождает угрозу развития так называемой «голландской болезни» экономики, при которой страна попадает в ловушку зависимости от сырьевого экспорта. В России уже сейчас добывающая промышленность обеспечивает более 30 % валового внутреннего продукта и более половины экспортных доходов страны, а с учетом связанных налогов и других обязательных платежей и отчислений она обеспечивает около 50 % бюджетных доходов. В этих условиях экономика страны попадает в чрезмерную зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, что служит источником высокого риска.

Под влиянием совокупности объективных факторов и условий экономической деятельности сформировались следующие базовые черты российской национальной модели экономики.

Особенности национальной модели экономики вызывают необходимость применения защитных мер для национальной экономики России, в том числе протекционистские. В целом, как показало введение санкций западных стран, российская экономика при сохранении открытости все-таки должна развиваться как самодостаточная экономическая система, и только в этом случае она в полной мере сможет использовать свои конкурентные преимущества.

Неблагоприятные тенденции развития экономики в посткризисный период показали, что сформированная в ходе трансформации национальная модель экономики России имеет ряд противоречий, которые сдерживают ее развитие и не позволяют переходить на инновационный путь развития и создание новой экономики.

Основы этого были заложены на первом этапе трансформации в переходной экономике (в 1992-1998 годах). В дальнейшем на втором этапе преобразований (с 1999 года по настоящее время) в национальной экономике воспроизводились ее основные черты и противоречия. Таким образом, можно сказать, что на втором этапе развития национальной модели экономики России закрепились и воспроизводятся основные черты предыдущей модели, которые сдерживают современное развитие.

В настоящих условиях стоит задача качественного совершенствования экономики страны для обеспечения устойчивого развития и роста благосостояния населения на новой основе и, следовательно, перехода к новому, третьему, этапу развития.

Решение данной задачи осуществляется в современных особо сложных условиях. Эти сложности носят многоплановый характер.

Во-первых, объективные сложности, вызванные современными изменениями технологических основ экономики. Цифровизация экономики, формирование «Индустрии 4.0» в сочетании с изменениями структуры экономики и другие преобразования постиндустриального общества остро ставят перед экономикой России задачу осуществления технологического прорыва и перехода на новые принципы деятельности всех сфер жизни общества.

Во-вторых, современный период характеризуется нестабильностью и неустойчивостью мирохозяйственных отношений. Нарастают противоречия между странами, что в условиях открытости российской экономики и включения ее в международные экономические связи неблагоприятно воздействует на устойчивость экономики.

Российская экономика на современном этапе развивается в условиях экономических и политических санкций, которые носят длительный характер и оказывают неблагоприятное воздействие на принятие решений в области государственной экономической политики, а также затрудняют доступ российских компаний к финансовым ресурсам и импорту технологий.

Сложившиеся условия ставят трудную задачу сочетания устойчивости российской экономики и благосостояния населения с задачами осуществления технологического прорыва. Обеспечение макроэкономической и политической стабилизации и одновременно радикальных технологических изменений требует концентрации ресурсов государства на ключевых направлениях развития и изменения сложившейся модели национальной экономики России.

Майский Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определяет цели, направления и формы решения задач перехода к новой модели развития России.

Указ определяет в качестве целей осуществление «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Среди конкретных целей развития страны особо выделены задачи вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и инфляции, не превышающей 4 %.

В числе данных проектов выделены:

  • демография;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • жилье и городская среда;
  • экология;
  • безопасные и качественные автомобильные дороги;
  • производительность труда и поддержка занятости;
  • наука;
  • цифровая экономика;
  • культура;
  • малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
  • международная кооперация и экспорт.

Решение целевых задач преобразований в соответствии с Указом осуществляется через механизм приоритетных национальных проектов, которые носят межотраслевой характер и обеспечиваются бюджетными ресурсами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)