Сущность и формы налогового контроля. Виды налоговых проверок
Следует различать понятия «налоговый контроль» и «налоговое администрирование». Если налоговый контроль является частью налогового механизма, то налоговое администрирование — частью управления налогообложением.
Основное содержание налогового администрирования сводится к реализации
положений налоговой политики: обеспечению мобилизации налогов и боров,
предусмотренных законодательством, и решению организационных вопросов повышения эффективности налоговых отношений. Таким образом, в широком смысле налоговое администрирование — совокупность мер и мероприятий, проводимых государственными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о текущих и потенциально возможных объемах налоговых поступлений, планирование и прогнозирование налоговых поступлений, налоговое регулирование и налоговый контроль, проводимых с целью максимизации налоговых поступлений в бюджетную систему при минимизации затрат.
Налоговое администрирование является одной из функций государственного налогового менеджмента (управления налогообложением).
Цель налогового администрирования — достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы от налоговых поступлений при минимально возможных затратах.
Налоговый контроль — совокупность мероприятий, проводимых налоговыми и иными уполномоченными на то органами, направленных на выявление нарушений действующего законодательства по налогам и сборам, а также на их предотвращение.
Формы налогового контроля:
- налоговые проверки;
- проверки данных учета и отчетности;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- налоговый мониторинг;
- другие формы, предусмотренные НК РФ.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица
подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Налоговые органы имеют право проводить следующие виды налоговых проверок:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган самостоятельно, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их должностными полномочиями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок камеральной налоговой проверки не должен превышать 3 месяцев со дня представления соответствующих документов в налоговый орган.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Стандартная выездная налоговая проверка не может продолжаться более
2 месяцев. В отдельных случаях указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6 месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий
обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае уклонения налогоплательщика (его представителя) от получения
справки о проведенной проверке указанная справка направляется ему заказным письмом по почте.
Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:
1) по методу проведения:
- сплошные — предполагают полный охват проверкой всех документов без каких-либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организациях, где необходимо восстановить учет;
- фрагментарные — охватывают имеющуюся для проверки документацию выборочно;
2) по объему проверяемых вопросов:
- комплексные — полностью охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период;
- выборочные — это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов;
- целевые — проверка соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще проводятся в рамках комплексных или выборочных проверок,
но могут осуществляться и как самостоятельные.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет
справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2 месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты налоговых правонарушений; содержание проверки (со ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (со ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик, при совершении налоговых правонарушений, привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.
- Характеристика операций коммерческих банков, подлежащих обложению НДС
- Особенности исчисления налога на прибыль для банков, имеющих обособленные территориальные подразделения
- Основные элементы и порядок расчета и уплаты налога на прибыль коммерческими банками
- Состав доходов и расходов коммерческого банка
- Правовые и экономические аспекты налогообложения банков
- Страховые взносы
- Налог на профессиональный доход
- Патентная система налогообложения
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу