Сущность и факторы миграции людей

Миграционные процессы представляют собой комплексное явление социальной жизни, выходящее далеко за пределы отдельно взятого государства. Будучи обусловленной глобальными экономическими и социально-политическими процессами, миграция является подвижным, претерпевающим постоянные изменения явлением.

Интересно
До конца 90-х годов двадцатого века миграция на территории СССР носила сугубо планируемый и управляемый характер. Особым явлением советского периода стала депортация целых народов. На сегодняшний день миграция характеризуется не только большей активностью, но и большим влиянием на социально-экономическую ситуацию в государстве. Зачастую она обуславливает изменения в политической сфере государства.

Многочисленные социометрические исследования миграционных процессов показывают, что наибольшее влияние на обстановку в государстве традиционно оказывают такие виды миграции как трудовая и вынужденная. Естественно, наиболее тяжелые последствия для экономики страны связываются с незаконной миграцией.

Мировые тенденции таковы, что большинство государств сегодня придерживаются неоднозначной миграционной политики. С одной стороны, пропагандируя открытость для мигрантов, с другой стороны принимая конкретные меры по ужесточению миграционного режима. В России, в условиях демографической нестабильности и общемирового кризиса экономики, по мнению исследователей, также существует реальная угроза со стороны нелегальных мигрантов.

Обеспечение миграционной безопасности, на сегодняшний день, является одним из наиважнейших направлений развития Российской Федерации, что находит свое отражение в мнениях и предложениях, высказываемых представителями власти на самом высоком уровне.

Вместе с тем, следует отметить, что полный отказ от миграции, в том числе трудовой, к которому призывает ряд общественных деятелей, совершенно невозможен в условиях глобализации социально-экономических процессов и сложившейся демографической ситуации в России. Пристальное внимание к вопросам миграции со стороны как федеральных, так и региональных властей, обусловлено скорее недостаточным контролем за происходящими миграционными процессами, что до сих пор не позволяет рассматривать миграцию в Российской Федерации как управляемую, направленную на защиту экономики государства и его граждан.

При этом следует четко понимать, что возможности «управления миграцией «сверху» весьма ограничены, поскольку существуют объективные факторы, влияние которых можно учитывать и прогнозировать, но которым едва ли можно противодействовать».

Так, например, сегодня активно внедряется в межгосударственные отношения практика безвизового режима посещения гражданами территорий других стран. Что неизбежно ведет к увеличению количества мигрантов.

С одной стороны, безвизовый режим способствует еще большему упрочению межгосударственных связей, развитию национальных экономик и культурному обмену.

С другой стороны, еще более актуальной становится проблема исполнения законодательства государства-посещения. В условиях визовой миграции государство имеет возможность планировать ее потоки и управлять ими. При безвизовом режиме миграционная ситуация усложняется, что можно наблюдать на примере стран СНГ и стран участников Шенгенского соглашения.

Одновременно с увеличением миграции возрастает ответственность государства и его правоохранительных органов за безопасность иностранных граждан.

На территории Российской Федерации в последние годы наблюдается общее улучшение криминогенной обстановки, связанной с мигрантами, что очевидно связано не столько с эффективной государственной политикой в данной сфере, сколько с общим снижением количества мигрантов, в первую очередь трудовых.

Вместе с тем, следует отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает криминогенную ситуацию в сфере миграции, поскольку преступность иностранных граждан относится к высоколатентным. Она фиксируется в качестве преступности именно иностранных граждан только в случае раскрытия преступлений и обнаружении виновных лиц.

Незаконная миграция связана с такими видами преступной деятельности, как наркотрафик, незаконный оборот оружия, торговля людьми, незаконная трансплантация человеческих органов, контрабанда, сексуальная эксплуатация, порнография, нарушения в сфере экономической деятельности, налоговой политики и т.д.

Входящие в преступные сообщества незаконные мигранты нередко связаны с зарубежными экстремистскими и религиозными организациями.

К мерам, позволяющим снизить негативное влияние незаконной миграции и сопровождающих ее криминогенных явлений можно отнести:

  • исключение возможных проявлений сепаратизма в деятельности правоохранительных органов при реализации миграционного законодательства;
  • систематичное и инициативное проведение проверочных мероприятий в сфере миграции с использованием возможностей всех субъектов реализации государственной миграционной политики;
  • организация целенаправленной работы с российскими гражданами, поскольку массовость незаконной миграции обусловлена в значительной степени пренебрежительным отношением к нормам права соотечественников, выступающих в роли приглашающей стороны, либо работодателя. Рост правосознания соотечественников, в данном случае, может быть спровоцирован введением преференций (в том числе фискальных) для лиц, полностью соблюдающих требования законодательства при работе с мигрантами;
  • широкое информирование граждан о деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России2 и подчиненных ему подразделений и изменениях в миграционном законодательстве. Общеизвестно, что одной из распространенных причин нарушения существующих социально-правовых норм, является низкая информированность о их содержании. Крайне малый объем предварительной правовой информации, предлагаемой для въезжающих иностранных граждан, не позволяет им соблюдать все нормы российского иммиграционного законодательства;
  • проведение согласованной миграционной политики сопредельных государств, в том числе государств-участников СНГ (учитывая значительные объемы миграции в Россию иностранных граждан именно из данных стран), направленной на предупреждение незаконной миграции и углубление сотрудничества в вопросах упорядочения и регулирования процессов трудовой миграции.

По некоторым оценкам, число незаконных мигрантов в России может достигать 10 миллионов человек. Такое количество непрошеных гостей не может не влиять на ситуацию в стране. В результате незаконной миграции нарушается порядок управления миграционными процессами, демографическая ситуация в стране развивается стихийно, возникает социальная напряженность, стимулируется обострение националистических настроений, которые приводят к межнациональным конфликтам и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)