Сущность и факторы миграции людей
Миграционные процессы представляют собой комплексное явление социальной жизни, выходящее далеко за пределы отдельно взятого государства. Будучи обусловленной глобальными экономическими и социально-политическими процессами, миграция является подвижным, претерпевающим постоянные изменения явлением.
Многочисленные социометрические исследования миграционных процессов показывают, что наибольшее влияние на обстановку в государстве традиционно оказывают такие виды миграции как трудовая и вынужденная. Естественно, наиболее тяжелые последствия для экономики страны связываются с незаконной миграцией.
Мировые тенденции таковы, что большинство государств сегодня придерживаются неоднозначной миграционной политики. С одной стороны, пропагандируя открытость для мигрантов, с другой стороны принимая конкретные меры по ужесточению миграционного режима. В России, в условиях демографической нестабильности и общемирового кризиса экономики, по мнению исследователей, также существует реальная угроза со стороны нелегальных мигрантов.
Вместе с тем, следует отметить, что полный отказ от миграции, в том числе трудовой, к которому призывает ряд общественных деятелей, совершенно невозможен в условиях глобализации социально-экономических процессов и сложившейся демографической ситуации в России. Пристальное внимание к вопросам миграции со стороны как федеральных, так и региональных властей, обусловлено скорее недостаточным контролем за происходящими миграционными процессами, что до сих пор не позволяет рассматривать миграцию в Российской Федерации как управляемую, направленную на защиту экономики государства и его граждан.
При этом следует четко понимать, что возможности «управления миграцией «сверху» весьма ограничены, поскольку существуют объективные факторы, влияние которых можно учитывать и прогнозировать, но которым едва ли можно противодействовать».
Так, например, сегодня активно внедряется в межгосударственные отношения практика безвизового режима посещения гражданами территорий других стран. Что неизбежно ведет к увеличению количества мигрантов.
С одной стороны, безвизовый режим способствует еще большему упрочению межгосударственных связей, развитию национальных экономик и культурному обмену.
С другой стороны, еще более актуальной становится проблема исполнения законодательства государства-посещения. В условиях визовой миграции государство имеет возможность планировать ее потоки и управлять ими. При безвизовом режиме миграционная ситуация усложняется, что можно наблюдать на примере стран СНГ и стран участников Шенгенского соглашения.
Одновременно с увеличением миграции возрастает ответственность государства и его правоохранительных органов за безопасность иностранных граждан.
На территории Российской Федерации в последние годы наблюдается общее улучшение криминогенной обстановки, связанной с мигрантами, что очевидно связано не столько с эффективной государственной политикой в данной сфере, сколько с общим снижением количества мигрантов, в первую очередь трудовых.
Вместе с тем, следует отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает криминогенную ситуацию в сфере миграции, поскольку преступность иностранных граждан относится к высоколатентным. Она фиксируется в качестве преступности именно иностранных граждан только в случае раскрытия преступлений и обнаружении виновных лиц.
Входящие в преступные сообщества незаконные мигранты нередко связаны с зарубежными экстремистскими и религиозными организациями.
К мерам, позволяющим снизить негативное влияние незаконной миграции и сопровождающих ее криминогенных явлений можно отнести:
- исключение возможных проявлений сепаратизма в деятельности правоохранительных органов при реализации миграционного законодательства;
- систематичное и инициативное проведение проверочных мероприятий в сфере миграции с использованием возможностей всех субъектов реализации государственной миграционной политики;
- организация целенаправленной работы с российскими гражданами, поскольку массовость незаконной миграции обусловлена в значительной степени пренебрежительным отношением к нормам права соотечественников, выступающих в роли приглашающей стороны, либо работодателя. Рост правосознания соотечественников, в данном случае, может быть спровоцирован введением преференций (в том числе фискальных) для лиц, полностью соблюдающих требования законодательства при работе с мигрантами;
- широкое информирование граждан о деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России2 и подчиненных ему подразделений и изменениях в миграционном законодательстве. Общеизвестно, что одной из распространенных причин нарушения существующих социально-правовых норм, является низкая информированность о их содержании. Крайне малый объем предварительной правовой информации, предлагаемой для въезжающих иностранных граждан, не позволяет им соблюдать все нормы российского иммиграционного законодательства;
- проведение согласованной миграционной политики сопредельных государств, в том числе государств-участников СНГ (учитывая значительные объемы миграции в Россию иностранных граждан именно из данных стран), направленной на предупреждение незаконной миграции и углубление сотрудничества в вопросах упорядочения и регулирования процессов трудовой миграции.
По некоторым оценкам, число незаконных мигрантов в России может достигать 10 миллионов человек. Такое количество непрошеных гостей не может не влиять на ситуацию в стране. В результате незаконной миграции нарушается порядок управления миграционными процессами, демографическая ситуация в стране развивается стихийно, возникает социальная напряженность, стимулируется обострение националистических настроений, которые приводят к межнациональным конфликтам и т.д.
- Незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ
- Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания
- Нарушение иммиграционных правил
- Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ
- Нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства
- Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ или режима пребывания в РФ
- Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ
- Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ
- Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу