Сущность, функции и структура в целостном педагогическом процессе

Педагогический процесс – это специфически сформированное взаимодействие педагогов и учеников, обращенное на решение образовательно-воспитательных задач.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

По Б. Битинасу, она должна соответствовать определенным условиям:

  • располагать свойствами педагогического процесса;
  • являться общей при осуществлении педагогических целей;
  • отмечаться при конкретном выделении в любом реальном процессе.

Все педагогические задачи являются задачами социального управления.

Оперативные задачи решаются по четырехэтапной схеме:

  1. Разбор ситуации и постановка задачи.
  2. Проектирование модификаций и избрание лучшего в данной ситуации решения.
  3. Реализация проекта решения задачи, которая включает порядок взаимодействия, регулирование движения педагогического процесса.
  4. Анализ итогов решения задачи.

Одной из характеристик педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, включающее в себя такие виды, как: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учение – предмет изучения». В нем проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные связи.

Компоненты педагогического процесса.

Педагог. Он представляет собой субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он развивает свое диалектическое убеждение, способность к активному общению и воздействию на учеников; как объект – самосовершенствуется.

Ученик. Он представляет собой объект развития в соответствии с педагогическими целями; как субъект – это развивающаяся личность.

Содержание. Оно выступает в роли основного средства формирования определенного общественного типа человеческой личности

Организационно-управленческий комплекс, в рамках которого осуществляются все педагогические события и факты. В его основе лежат формы и способы воспитания и обучения, приемы педагогической диагностики, критерии результативности педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика, которая включает в себя методическое установление психического и учебного состояния, а также результативности педагогического процесса и подготовки к работе педагога.

Мерки эффективности педагогического процесса, включающие оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки, свойства личности учеников.

Организация взаимодействия с общественной и естественной средой. Педагогически организованной средой является деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов и разнообразных неформальных объединений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)