Сурдопсихология как раздел специальной психологии

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и осо­бенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология – отрасль специальной психологии.

Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых по­следствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой катего­рии детей нарушение слухового восприятия – это первичный дефект; за­медленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие – это вторич­ный дефект, или вторичные последствия.

В более ранний период (в конце XIX – начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении де­тей с нарушениями слуха.

В 30 – 70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха.

Были выделены три группы детей с недостатками слуха:

  • глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в ран­нем детстве);
  • позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью);
  • сла­бослышащие, т.е. с частичной потерей слуха.

Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались эта­пы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, во­ображения и мышления, становления черт личности (P. M. Боскис, Л. В. Занков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Н. Г. Морозова, М. М. Нудельман, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшкова и др.).

В 1930 – 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особенностей взрослых людей с недостатками слуха (А. П. Гозова, В. Н. Чулхов и др.), а также проблемы развития психики де­тей в преддошкольном и дошкольном возрасте (Б. Д. Корсунская, Н. Г. Моро­зора, А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгардидр.).

В 1970-е гг. была по­ставлена, а в дальнейшем получила всестороннее рассмотрение проблема психического развития детей со сложным дефектом, имеющих не только нару­шения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С. А. Зыков, М. Ф. Титова, Г. П. Бертынь, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова и др.). Необходимо от­метить, что один из вариантов сложного дефекта – глубокое нарушение слуха и зрения – изучался психологами и педагогами столь же давно, как и глухота, – начиная с 1930-х гг. в специально созданных условиях воспитания и обучения.

Разработка сурдопсихологических проблем осуществлялась многими ис­следователями стран Европы и США (Р. Конрад, X. Фурт, Е. Левин, Р. Линдер, Х. Майклбаст, П. Олерон, Дж. Снайдерс, Н. Снайдерс Оомен, М. Темплин, В. Терворт и др.). При этом исследователи разных стран имели возможность изу­чать не только завершенные и опубликованные труды, но и исследовательские работы в процессе их осуществления благодаря встречам на международных съездах, симпозиумах и конференциях, а также при непосредственном общении в исследовательских лабораториях. В последние десятилетия сурдопсихология стала интенсивно развиваться в странах Востока (в Японии, Китае).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)