Субъекты товароведной деятельности

Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы – специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей.

Товароведы – специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов в сфере коммерческой деятельности.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами

Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но большинство товароведов работает в торговле и общественном питании. Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают.

М.А. Николаева выделяет три основных направления товароведной деятельности:

  • Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения.
  • Организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров.
  • Маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Поэтому и на производстве, и в торговле нужны три категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры), товароведы-менеджеры и товароведы-маркетологи. Однако работа товароведов в отличие от маркетологов больше связаны с функциями, выполнение которых требует глубокого знания потребительских свойств товаров. Требования к профессиональной компетентности товароведа (менеджера по качеству товаров) в сфере торговли регламентируются ГОСТ Р 51305-2009 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»,

В соответствии с этим стандартом товаровед (менеджер по качеству товаров) должен соответствовать следующим требованиям:

  • наличие высшего или среднего специального образования;
  • осуществление контроля за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки товаров;
  • осуществление контроля за соблюдением правил маркировки и упаковки товаров;
  • осуществление контроля за соблюдением условий хранения товаров на складах предприятия;
  • осуществление контроля за соблюдением размещения товаров в торговых залах, сроков годности и условий реализации товаров на предприятиях торговли;
  • своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;
  • участие в формировании ассортимента реализуемых товаров:
  • знание номенклатуры и ассортимента продаваемых товаров, умение их оценивать, определять дефекты и причины их возникновения;
  • знание товароведных характеристик и показателей качества продаваемых товаров, нормативных и технических документов (технических регламентов, ГОСТ, ГОСТ Р, СТО, ТУ и др.) на товары;
  • участие в рассмотрении претензий покупателей к качеству товаров;
  • осуществление своевременного контроля за качеством товаров, участие в изъятии из реализации (продажи) товаров с истекшими сроками годности, с дефектами, ненадлежащего качества;
  • знание и контроль за соблюдением основных требований к маркировке товаров и информации для потребителей в соответствии с требованиями стандартов и технических требований и правилами продажи отдельных видов товаров.

Согласно ГОСТ Р 51305-2009, персонал предприятий торговли подразделяют на обслуживающий и административный. Обслуживающий персонал – это работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании покупателей.

К обслуживающему персоналу предприятия торговли относятся:

  • Заведующий отделом (секцией).
  • Администратор торгового зала.
  • Продавец продовольственных товаров.
  • Продавец непродовольственных товаров.
  • Продавец мелкорозничной (торговой) сети.
  • Продавец-консультант.
  • Кассир торгового зала.
  • Контролер-кассир и др.

Административный персонал – это работники торгового предприятия, занятые организационными и технологическими вопросами деятельности предприятия торговли.

К административному персоналу предприятия торговли относятся:

  • Директор предприятия (управляющий, заведующий предприятием).
  • Заместитель директора.
  • Менеджер по закупкам.
  • Товаровед (менеджер по качеству товаров).
  • Специалист по продвижению товаров в торговле (мерчандайзер).
  • Менеджер по продажам и др.

При установлении требований к персоналу учитывают следующие критерии оценки:

  • уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения;
  • способность к организации деятельности предприятий торговли и руководству персоналом (для административного персонала);
  • знание и соблюдение профессиональной этики;
  • знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности.

К персоналу всех категорий предприятий торговли предъявляют следующие общие требования:

  • наличие профессиональной подготовки и соответствие квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
  • знание и соблюдение действующих законов, иных нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности;
  • знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка предприятия;
  • знание и соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей;
  • владение профессиональной терминологией;
  • обеспечение безопасности оказываемых услуг торговли и реализуемых товаров для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в пределах своих должностных обязанностей;
  • соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
  • знание и соблюдение правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности.

Персонал предприятий торговли должен проходить обязательный инструктаж для ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка, организацией работы предприятия и правилами продажи товаров.

Функциональные обязанности, права и квалификационные требования к персоналу должны быть зафиксированы в персональных должностных инструкциях, утвержденных руководителем организации, или фирменных стандартах работы персонала.

Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация организации, исходя из требований законодательства Российской Федерации, квалификационных характеристик работ и профессий, должностей руководителей и специалистов с учетом особенностей работы каждого предприятия и требований настоящего стандарта.

Администрация предприятия торговли должна систематически организовывать мероприятия по совершенствованию знаний, повышению квалификации и профессионального мастерства персонала на основе его теоретической подготовки и практических навыков. Тарифно-квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях, независимо от формы их собственности и организационно-правовых форм, где имеются производства или виды работ, указанные в настоящих разделах, кроме особо оговоренных случаев.

Раздел “Торговля и общественное питание” включает, помимо ряда других, и характеристику приемщика товаров. Может иметь только второй квалификационный разряд.

Характеристика работ приемщика товаров включает:

  • Прием товаров.
  • Проверку целостности, упаковки, наличия ярлыков и маркировки товаров.
  • Проверку соответствия маркировки действительному наличию товаров в единице упаковки.
  • Сортировку товаров по наименованиям, артикулам, ценам, размерам и пр.
  • Размещение, хранение и перемещение товаров внутри склада.
  • Подготовку товаров к инвентаризации.

Приемщик товаров должен знать:

  • правила приема товаров;
  • ассортимент товаров на складе (базе), их классификацию;
  • правила маркировки и сортировки товаров;
  • правила и способы складирования и хранения товаров.

Должность приемщика товаров вводится на крупных предприятиях торговли, промышленности и сельского хозяйства. На большинстве предприятий эти функции выполняет товаровед или иное должностное лицо, должностными обязанностями которого предусмотрены эти функции.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 27 марта 2018 года) содержит характеристику должностных обязанностей товароведа

В отличие от изложенных в ГОСТ 51305, они не привязаны к конкретной отрасли.

Согласно этому справочнику, товаровед:

  • Определяет требования к материальным ресурсам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, а также заключенным договорам.
  • Принимает участие в определении соответствия проектов планов материально-технического обеспечения предприятия, учреждения, организации планам производства, в контроле за выполнением договорных обязательств, поступлением и реализацией сырья, материалов, топлива, оборудования и готовой продукции, в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товарно-материальных ценностей и ответов на претензии заказчиков.
  • Контролирует наличие материальных ресурсов и готовой продукции на складах;
  • Осуществляет связь с поставщиками и потребителями и оформляет документы на отгрузку продукции.
  • Участвует в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции, организации транспортировки и хранения сырья, материалов, топлива, оборудования и готовых изделий.
  • Ведет оперативный учет поступления и реализации товарно – материальных ценностей, контролирует своевременность отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях ведет розыск непоступивших грузов.
  • Участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и неликвидов, принимает меры по их реализации.
  • Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к отправке потребителям, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленным формам.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих также предусматривает, что товаровед должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся материально-технического обеспечения и сбыта продукции;
  • рыночные методы хозяйствования;
  • стандарты и технические условия на товарно-материальные ценности, основные их свойства и качественные характеристики;
  • порядок разработки планов материально-технического обеспечения и заключения хозяйственных договоров;
  • методы учета товарно-материальных ценностей, расчета потребности в них;
  • формы учетных документов и порядок составления отчетности;
  • организацию складского хозяйства и сбыта продукции;
  • условия поставки, хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей;
  • действующие ценники и прейскуранты;
  • нормативы производственных запасов материальных ресурсов;
  • основные технологические процессы производства;
  • номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции;
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда.

Документ также определяет и требования по квалификации к товароведам различных категорий:

  • Товаровед I категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа II категории не менее 3 лет.
  • Товаровед II категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа не менее 3 лет.
  • Товаровед должен иметь высшее профессиональное образование, но без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Функции, близкие к функциям товароведа, на промышленных предприятиях выполняет инженер по качеству. В числе должностных обязанностей инженера по качеству, в частности обеспечение выполнения заданий по повышению качества выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), осуществление контроля за деятельностью подразделений предприятия по обеспечению соответствия продукции, работ (услуг) современному уровню развития науки и техники, требованиям потребителей на внутреннем рынке, а также экспортным требованиям и др.

Инженер по качеству, в частности, должен знать:

  • действующие в отрасли и на предприятии стандарты и технические условия;
  • виды производственного брака, методы его предупреждения и устранения;
  • порядок предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;
  • требования, предъявляемые к технической документации, сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям и готовой продукции;
  • системы, методы и средства контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;
  • правила проведения испытаний и приемки продукции;
  • порядок подготовки промышленной продукции к сертификации и аттестации и др.

К квалификации инженера по качеству предъявляются следующие требования:

  • Инженер по качеству I категории должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по качеству II категории не менее 3 лет.
  • Инженер по качеству II категории должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по качеству или других инженерно технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
  • Инженер по качеству должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет, либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)