Субъекты и методы предвыборной агитации

Одной из важных стадий избирательной кампании является предвыборная агитация. С ее помощью избиратели полу­чают возможность осознать степень профессиональной подготовки и нравственно-моральных качеств кандидата и на этой основе определить свою позицию и осуществить свое волеизъявление. Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В содержании права на предвыборную агитацию выделяют:

  • право участвовать в избирательной кампании кандидатов или избирательных объединений;
  • право распространять информацию о кандидатах и избирательных объединениях и (или) выражать мнения о них вне рамок их избирательных кампаний.

Из определения предвыборной агитации вытекают ее основные признаки:

  • предвыборная агитация осуществляется только в период избирательной кампании;
  • предвыборная агитация представляет собой определенную деятельность, т. е. совокупность последовательно реализуемых действий;
  • деятельность агитационного характера отличают побуждение к голосованию за или против конкретных кандидатов, списки кандидатов.

ФЗ «Об основных гарантиях…» содержит перечень действий, которые признаются предвыборной агитацией. К их числу отнесены (п. 2 ст. 48):

  • призывы голосовать за кандидата, список (списки) кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;
  • описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата, списка кандидатов;
  • распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандида­та, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положи­тельного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему канди­дата, список кандидатов.

Кандидат и избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц, достигших на день голосования возраста 18 лет. Эта самостоятельность, наряду с прочим, означает и запрет на вмешательство в агитационную деятельность, если она осуществляется законными методами.

К субъектам, имеющим право на проведение предвыборной агитации, относятся граждане РФ и избирательные объединения. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять агитационные материалы государственным органам, органам местного самоуправления, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, избирательным комиссиям и их членам с правом решающего голоса, иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства, международным организациям и международным общественным движениям, представителям организаций, выпускающих СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности (п. 7 ст. 48).

Основополагающее правило проведения предвыборной агитации заключается в том, что агитация может проводиться только в допускаемых законом формах и только законными методами. Нарушение данного правила может повлечь как негативные для кандидата и избирательного объединения последствия, предусмотренные избирательным законодательством, так и наступление административной или уголовной ответственности.

Предвыборная агитация может проводиться следующими методами:

  • на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;
  • посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, пикетов, шествий, публичных дебатов);
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • иными не запрещенными законом методами. Это положение имеет большое значение в свете развития новых агитационных методов, в частности агитации с использованием информационно-коммуникационных сетей.

Предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период, который начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Любая публичная агитация накануне и в день голосования запрещается.

Вместе с тем, агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и др.), ранее размещенные в установленном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних ме­стах (п. 4 ст. 49).

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)