Субъектно-природное основание концепта

Язык прежде всего реализуется в определенной значимой совокупности звуков. Звук является физической оболочкой языкового элемента, но результат и содержание звукового воздействия не имеет никакого отношения к физической реальности, потому что, с точки зрения культуры, значимы только звуки, произносимые человеческим голосом (или представленные в виде музыкального произведения, но это тема для особого разговора).

Интересно
Здесь уместно напомнить предложенное Н.С. Трубецким разделение традиционной фонетики на собственно фонетику науку о звуках речи как материальном явлении, изучаемом методами естественных наук, и фонологию учение о звуках, несущих определенную смыслоразличительную функцию в системе естественного языка. С точки зрения смыслообразования наиболее важен фонологический аспект звука, а не его физические характеристики.

Следовательно, только членораздельные, артикулированные звуки человеческого голоса представляют интерес для анализа. Не кашель или сморканье, не лай или грохот водопада, а звуки человеческого голоса, синтезируемого в слова, высказывания, речи.

Элементарные членораздельные звуки в современной лингвистике принято называть фонемами, которые наряду с дифференциальными признаками (смычность, дентальность, придыхательность) образуют самый нижний уровень языка.

Деление языка на уровни (этажи) предполагает его иерархическую структуру, в которой каждый нижележащий уровень входит в вышележащий на правах «строительного материала», а вышестоящий уровень определяет смысловую значимость и организованность нижележащего уровня.

Связи между единицами одного уровня устанавливаются по принципу синтагматических (линейных или горизонтальных) отношений, а связи между единицами различных уровней строятся по принципу парадигматических (иерархических или вертикальных) отношений.

Это не мешает близлежащим уровням проникать друг в друга, но подобные моменты скорее исключения, чем правила. Однако закономерность разделения языка на уровни покоится на понимании языка как органической целостности.

Напомним последовательность этажей (уровней) в порядке их следования снизу вверх:

  • дифференциальный признак фонема, интегрируется в слог (субзнаковый уровень, содержащий набор элементов-фигур, из которых строятся знаки);
  • морфема слово, интегрируется в словосочетание (знаковый уровень);
  • предложение фраза высказывание, осмысленное сочетание которых порождает законченный фрагмент языковой действительности (суперзнаковый уровень, строящийся из знаков, но сам знаком не являющийся).

Во многом загадочность реалий языка, способных каким-то непостижимым образом «цепляться» за окружающий мир, связана с самым нижним этажом естественного языка, так как процедура связывания означающего и означаемого, порождения знаково-смысловых структур и одновременного наделения их значением начинается в фонетических глубинах.

Можно вспомнить известное заявление одного из наиболее ярких представителей фонологии Р. Якобсона «К какому бы уровню языка мы сегодня ни обращались от высших единиц до конечных компонентов, мы можем лишь согласиться с Бенжамином Уорфом, что «главную сущность лингвистики составляют поиски значения. Я надеюсь в своей будущей книге развить и углубить идею о нераздельной связи звука и значения как двух неотъемлемых частей языка».

В этом утверждении реализуется, с одной стороны, соссюровская идея произвольности языкового знака, но с другой (в силу ограниченности количества естественных языков) предполагается определенная закономерность этой связи, которая позволит вычленить более фундаментальные структуры, чем фонемы.

В.А. Звегинцев в книге, посвященной рассмотрению соотношения языка и речи, пишет: «Опытный список внутренних различительных признаков, через посредство которого возможно описать фонологические системы всех языков, состоит из 12 противопоставленных пар.

Этот универсальный набор дифференциальных признаков открыт для пополнений, уточнений и исправлений, но покуда его состав не подвергся никаким изменениям и его универсальность осталась непоколебпенной».

Свое соображение в дальнейших рассуждениях он подкрепляет возможностью разложения графического изображения буквы на независимые пары составляющих (верхний нижний, вертикальный горизонтальный, прямой округлый и т. д.), что логически соответствует парам фонетических дифференциальных признаков (глухой звонкий, низкий высокий, компактный диффузный и др.).

Как в графическом плане атомарность буквы разлагается на составляющие «добуквенные» элементы, входящие в план идентификации (распознавания) буквы, так и в звуковом плане дифференциальный признак служит дофонемным фактором организации фонемы. Этот пример важен для понимания качественных особенностей языкового звука, несущих смысловое содержание, но находящихся на границе различимости смысла и бессмысленности.


С точки зрения фонологии, звуковые элементы человеческого языка значимы в плане выполнения трех основных функций: дистинктивной, делимитативной и кульминативной (эта трихотомия соответствует исходному делению речи, предложенному Н.С. Трубецким, на экспрессивный, апеллятивный и экспликативный планы фонология занята изучением только последнего). Дистинктивная (различительная) функция связана с фонетическим опознаванием и смысловым отождествлением/различением значимых единиц языка морфем, слов, фраз.

То есть в этой функции представлено единство опознавания какого-либо языкового элемента, независимо от его вариативности (например дом, ед. число «дама», мн. число, чередование о/а при произношении; изменение интонации при переходе от утвердительного предложения к вопросительному) и смыслоразличение разных языковых элементов одного уровня (например, «л» мягкий или твердый в зависимости от позиционированности в слове и от окружающих фонем).

Делимитативная (разграничительная) функция связана с сигнализацией границ между морфемами, словами или фразами. Эта функция фиксирует либо наличие границы (положительный сигнал), либо ее отсутствие (отрицательный сигнал).

Выделение такой функции стало возможным благодаря ограничениям на встречаемость тех или иных звуковых элементов в речевой последовательности разных языков (невозможность позиционирования герундиального окончания ing в начале слова в английском языке положительный сигнал границы).

Кульминативная функция связана с обеспечением целостности и выделенности слова, достигаемой, например, ударением. Выделенные функции, которых придерживается фонология, реализуются на сегментном или суперсегментном (просодическом) уровнях членения языка.

Сегментный уровень применим при дихотомии языка с опорой на план содержания (фонема морфема словоформа словосочетание, или синтагма, – предложение), или план выражения (звук слог фонетическое слово), или речевой такт фраза.

Единицы второго ряда представляют собой актуализацию единиц первого ряда, но однозначного соответствия между ними нет. Это подтверждают данные современной акустики речи, которые свидетельствуют о том, что элементы членения звуковой последовательности, осуществляемые самыми совершенными акустическими методами, не совпадают со звуками речи как реализацией этих элементов. Прежде всего это обусловлено взаимным «влиянием» звуков речи друг на друга при их произнесении.

Например, для любой фонемы отнюдь не безразлично, какая фонема идет перед ней, а какая после нее. Изменение позиции фонемы варьирует ее звуковую воплощенность. Суперсегментный (просодический) уровень применим относительно нижележащих сегментных уровней – просодия слова относительно слогов, просодия фразы относительно слов. То есть перед нами иной аспект (более углубленный) соотношения языка и речи, воспроизводящий неснимаемую качественность актуализации языка в речи. Для сравнения можно вспомнить нотную запись музыкального произведения и «жизнь» этого произведения в конкретном исполнении.

Смысловая совокупность дистинктивной, делимитативной и кульминативной функций позволяет прояснить вопрос о принципах типологизации языков, так как морфологическая типологизация на классы изолирующих (аморфных), агглютинирующих, инкорпорирующих (синтетических) и флектирующих не в состоянии учесть всего многообразия и особенностей различных языков. Поэтому в ХХ веке появились синтаксические и фонетические типологические классификации языков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)