Субъект права государственной социалистической собственности

Выше отмечалось, что государственная собственность принадлежит всему народу в лице Советского государства. Государство является единым субъектом права государственной социалистической собственности, так как оно это право ни с кем не делит.

Согласно ст. 73 Конституции СССР ведению Союза ССР подлежат: проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны, разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития, определение общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов страны, разработка и утверждение единого государственного бюджета СССР, утверждение отчета о его выполнении, руководство единой денежной и кредитной системой, установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР, руководство отраслями народного хозяйства, предприятиями, объединениями и т. д.

Вместе с тем Советское государство – это объединение равноправных социалистических республик, в установленном порядке участвующих в решении всех важнейших вопросов политической и экономической жизни нашей страны.

Поэтому, естественно, возникает вопрос о соотношении гражданской правосубъектности Союза ССР и союзных республик. Являются ли самостоятельными субъектами права собственности союзные республики наряду с Союзом ССР? Этот вопрос в правовой науке является дискуссионным и решается неоднозначно.

Ряд ученых отвечают на него положительно. (*2). Для правильного понимания поставленной проблемы необходимо иметь в виду, что безусловное единство общегосударственного фонда и единство субъекта всенародного достояния предполагает организацию управления имуществом, составляющим государственный фонд.

Одной из таких форм является распределение управления всем государственным имуществом между Союзом ССР и союзными республиками.

Указанное распределение относится прежде всего к основным средствам производства – земле, ее недрам, родам, лесам, предприятиям, объединениям, транспорту и т. п.

Распределение управления государственной собственностью между союзными республиками не означает разделения единого государственного фонда между различными субъектами нрава собственности.

Единый фонд всенародного достояния неделим, как неделимо само право государственной собственности и неделим субъект этого права. поскольку все имущество союзных республик в единстве и есть имущество Союза ССР.

Поэтому речь может идти лишь о разграничении функций по осуществлению принадлежащего советскому народу, в лице социалистистического  государства, права осударственной собственности между органами Союза ССР, союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов и отдельных организаций, что находит свое юридическое выражение в распределении компетенции по осуществлению правомочий, вытекающих из права государственной собственности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)