Субъект и объект в научном познании

Категории субъекта и объекта определяются в структуре основного познавательного отношения. Субъект (лат sujtctum – лежащий в основании) – одна из ведущих категорий философии.

Под субъектом понимается человек:

  • действующий;
  • познающий;
  • мыслящий.

Соотносительной категорией является «объект» (objectum – предмет) – фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта. Через субъект-объектные отношения представлялось познание в истории и культуре. В XVII – XVIII веках субъектобъектное видение познавательной деятельности послужило основанием классической науки.

Объектное осмысление действительности предполагает следствие развития естественных наук и представлений о субъекте как «мыслящей вещи» (Р. Декарт). Основной акцент делается на способности мыслить, что исключает субъективность.

Концепция «познание как отражение» – единство отражения, предметной деятельности и коммуникации. Субъект-объектное отношение рассматривается как взаимодействие «природных систем» (Р. Декарт (1596–1660), Ж. Пиаже (1896–1980).

Познание определяется структурой сознания (субъективация познания) и, исходя из нее, ведется обоснование знания.

Введение понятия «субъект» Р. Декартом (1596– 1660) привело к редукции субъекта как «Я». Универсальность понятия «Я» включает в себя два «слоя» субъекта: эмпирический и трансцендентальный (И. Фихте, И. Кант, Э. Гуссерль).

Опыт, нормы, критерии заложены в трансцендентальном субъекте – надиндивидуальной структуре, обеспечивающей объективное знание. Конструкция «видения умом» это тенденция понимания познания как духовной практики.

Абсолютной логикой как Абсолютного субъекта. Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) дополняет представление о субъекте ка познающей себя Абсолютной Идеи. Субъект выявляется в качестве «сознания» (трансцендентальная субъективность). Абсолютный субъект ведет себя как трансцендентальный наблюдатель.

Ф.В.Й. Шеллинг (1775–1854) выдвигает принцип имманенции как представление о том, что субъект существует в пределах субъективности как смысл познания. Познание декларируется как самопознание, а субъект как рефлексия знания. Субъект и объект в гуманитарной традиции.

Познавательное отношение рассматривается как граница раздела между субъектом и объектом. Субъект обозначается как человек, т. е. существо, обладающее «телом». Познание как процесс взаимодействия человека с миром посредством «тела».

Тело выполняет роль инструмента познания. (М. МерлоПонти (1908–1961)). Тело как «тело языка», «тело мышления», субъективация материальной основы человека.

Модели познавательного субъектобъектного отношения:

  • Модель эволюционной эпистемологии К. Лоренца (1903–1989) и Г. Фоллмера.  Человеку присущи врожденные познавательные программы. Познание как адаптация организма к среде (выдвижение «рабочих гипотез» и их отбрасывание при противоречии новым фактам).
  • Герменевтическая модель В. Дильтея (1833–1911). Внутренняя связь человеческого познания осуществляется через историю, язык, текст. Отсутствует делимость на субъективное и объективное. Психологическое единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер человеческой деятельности.
  • Экзистенциальная модель Ж.-П. Сартра (1905– 1980). Человеческие знания больше, чем мир.
  • Модель персонализма Э. Мунье (1905–1950). Субъект – активный участник и инструмент истинного познания.
  • Экзистенциальная модель Н. А. Бердяева (1874–1948) о свободе человека познающего. Субъект живет в недрах бытия, он живой деятель и создатель ценностей. Необходимо перейти к «соборному сознанию».

Конкретизация познавательного отношения. В научном познании гносеологическое (познавательное) отношение конкретизируется как отношение между исследователем и объектом исследования. Субъект научной деятельности по К. Ясперсу действует в современном обществе на четырех уровнях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)