Субъект и объект в научном познании
Категории субъекта и объекта определяются в структуре основного познавательного отношения. Субъект (лат sujtctum – лежащий в основании) – одна из ведущих категорий философии.
Под субъектом понимается человек:
- действующий;
- познающий;
- мыслящий.
Соотносительной категорией является «объект» (objectum – предмет) – фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта. Через субъект-объектные отношения представлялось познание в истории и культуре. В XVII – XVIII веках субъектобъектное видение познавательной деятельности послужило основанием классической науки.
Концепция «познание как отражение» – единство отражения, предметной деятельности и коммуникации. Субъект-объектное отношение рассматривается как взаимодействие «природных систем» (Р. Декарт (1596–1660), Ж. Пиаже (1896–1980).
Введение понятия «субъект» Р. Декартом (1596– 1660) привело к редукции субъекта как «Я». Универсальность понятия «Я» включает в себя два «слоя» субъекта: эмпирический и трансцендентальный (И. Фихте, И. Кант, Э. Гуссерль).
Опыт, нормы, критерии заложены в трансцендентальном субъекте – надиндивидуальной структуре, обеспечивающей объективное знание. Конструкция «видения умом» это тенденция понимания познания как духовной практики.
Абсолютной логикой как Абсолютного субъекта. Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) дополняет представление о субъекте ка познающей себя Абсолютной Идеи. Субъект выявляется в качестве «сознания» (трансцендентальная субъективность). Абсолютный субъект ведет себя как трансцендентальный наблюдатель.Ф.В.Й. Шеллинг (1775–1854) выдвигает принцип имманенции как представление о том, что субъект существует в пределах субъективности как смысл познания. Познание декларируется как самопознание, а субъект как рефлексия знания. Субъект и объект в гуманитарной традиции.
Тело выполняет роль инструмента познания. (М. МерлоПонти (1908–1961)). Тело как «тело языка», «тело мышления», субъективация материальной основы человека.
Модели познавательного субъектобъектного отношения:
- Модель эволюционной эпистемологии К. Лоренца (1903–1989) и Г. Фоллмера. Человеку присущи врожденные познавательные программы. Познание как адаптация организма к среде (выдвижение «рабочих гипотез» и их отбрасывание при противоречии новым фактам).
- Герменевтическая модель В. Дильтея (1833–1911). Внутренняя связь человеческого познания осуществляется через историю, язык, текст. Отсутствует делимость на субъективное и объективное. Психологическое единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер человеческой деятельности.
- Экзистенциальная модель Ж.-П. Сартра (1905– 1980). Человеческие знания больше, чем мир.
- Модель персонализма Э. Мунье (1905–1950). Субъект – активный участник и инструмент истинного познания.
- Экзистенциальная модель Н. А. Бердяева (1874–1948) о свободе человека познающего. Субъект живет в недрах бытия, он живой деятель и создатель ценностей. Необходимо перейти к «соборному сознанию».
Конкретизация познавательного отношения. В научном познании гносеологическое (познавательное) отношение конкретизируется как отношение между исследователем и объектом исследования. Субъект научной деятельности по К. Ясперсу действует в современном обществе на четырех уровнях.
- Типы научного исследования
- Разделение научных исследований
- Концепция рефлексивных состояний исследователя
- Прообразы исследования
- Металогический синтез самопреобразования
- Антропный принцип в познании
- Идея самопреобразования как форма порядка
- Виртуальная полнота определений
- Исследование как дисциплина порядка в гуманитарных науках
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу