Структура воспитательной системы школы

В педагогическом понимании система предполагает правильное определение целевых параметров (цели, задачи, функции), содержания, технологии (средства, формы, методы), форм управления.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру, которая включает в себя:

  • цели, для достижения которых она создается, воплощенные в концепции воспитательной системы школы;
  • совместную деятельность всех субъектов воспитательной системы;
  • самих людей как субъектов деятельности;
  • рождающиеся в деятельности и общении отношения;
  • освоенную среду системы;
  • управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Внутреннее единство всех сторон воспитательной системы создает условия для формирования у воспитанников жизненной позиции, стиля жизни, качества жизни, образа жизни. Последние и являются итогом формирования Человека.

Воспитательная система школы – открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения.

Система – сложное образование, она должна быть индивидуальной. Система не привносится извне, не повторяется, не передается. Система рождается, развивается, зреет и отмирает.

В основе каждой воспитательной системы – совокупность социально-педагогических идей. Системы могут быть естественные и искусственные. Естественные рождаются снизу. Их авторами являются педагогические коллективы школ. Искусственные системы создаются на основе спущенных сверху административных, директивных указаний.

Центром системы гуманистического воспитания является личность ребенка, который перестает рассматриваться как средство для достижения целей и становится самоценностью педагогического процесса. Особое место в формировании системы занимает цель воспитания.

Она объединяет компоненты системы в единое целое. Цель определяет результат и содержание педагогической деятельности.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республики Беларусь целью воспитания провозглашается формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Достижение вышеуказанной цели воспитания в учреждении образованы предполагает решение следующих основных задач:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Целеполагание – процесс формирования конкретных целей воспитания применительно к общешкольному коллективу, первичным коллективам и каждому ученику в отдельности.

Содержание – определяющая сторона целостной воспитательной системы, обеспечивающая формирование убеждений, чувств, привычек поведения, которые следует развивать в соответствии с поставленными целями и задачами.

Содержание выступает ядром воспитательной системы. Оно включает основные направления и предполагает системность в воспитании. Для реализации содержания необходимы средства (совокупность материальных и духовных условий).

Гуманистические средства воспитания определяются запросами, интересами и потребностями развивающейся личности, особенностями субъекта и объекта воспитания. В своей совокупности средства способствуют формированию сознания, чувств и поведения воспитанников.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.

Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь:

  • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Большое значение в реализации содержания воспитания имеет технология или совокупность наиболее эффективных алгоритмов и способов последовательного развертывания педагогической деятельности, которые способствуют воплощению содержания воспитания, направленного на достижение прогнозируемой цели.

Цели, содержание и технология тесно между собой взаимосвязаны и реализуются в среде, где протекает жизнедеятельность ребенка. Любая воспитательная система должна быть открытой.

Среду следует рассматривать как компонент системы. Диапазон воспитательной среды зависит от ее педагогического освоения.

В свою очередь степень освоения среды влияет на развитие и обновление системы. Только в социально-педагогической среде происходят интеграция, объединение усилий субъектов воспитательной системы и координация их воспитательных воздействий.

В реализации системы воспитания необходимо управление. Оно предполагает воздействие на организационную систему с целью получения определенных воспитательных результатов. Любая воспитательная система является одновременно органическим единством прошлого, настоящего и будущего.

Важно увидеть эту систему в развитии: ее прошлое, ее настоящее, приближающееся будущее. Только тогда и можно всерьез говорить об эффективном управлении ею, о ее развитии. В противном случае наступит болезнь системы. Она проявляется в односторонности и абсолютизировании форм работы, в сознательном или бессознательном гипертрофировании отдельных сторон в содержании воспитания; в функционализме, дисгармонии в деятельности субъектов воспитания.

В этом случае наступает полное разбалансирование сложившейся системы. Этого можно избежать, если в управлении системой, ее рефлексии участвуют все субъекты воспитательного процесса.

Все элементы (подсистемы) системы воспитания должны быть наполнены гуманистическими идеями и тем самым способствовать оптимизации условий, форм, методов и средств воспитания, взаимодействию всех его участников.

Доказано, что существует прямая зависимость между воспитанностью личности и характером воспитательной системы, объектом и субъектом которой она является. Исходя из того, что главным назначением образовательного учреждения является формирование человека, необходима адекватная этому назначению и воспитательная система.

Соответственно в образовательных учреждениях всех типов и видов необходимо создать систему гуманистического воспитания. Ее главная идея – человек как цель воспитания в многомерных характеристиках существования. В центре системы гуманистического воспитания не прием, не метод, не способ, а ребенок.

При этом функционирующая система должна быть сориентирована на бережное отношение к личности. Задача системы – не разрушить индивидуальные особенности ребенка, а сохранить их.

Интересно
К организационно-методическим основам воспитательной системы школы можно отнести наличие концепции развития школы, ее устав, структуру внутришкольного управления, направленную на развитие обучающихся, общешкольные традиции, функционирование школьных организаций, объединений.

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы школы: образ учреждения в сознании педагогов, учащихся, родителей; образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы; психологический климат, самочувствие детей, педагогов в учреждении, характер взаимоотношений между различными субъектами системы, проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки), авторитет учреждения в социуме.

Развитие воспитательной системы педагогически управляемый процесс. Определяя особенности системы при ее зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения детского коллектива выбор перспектив развития осуществляется педагогами и школьниками совместно.

Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученического коллектива в ш коле, средового подхода.

Основным критерием педагогической целесообразности воспитательной системы признаётся самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение педагогического коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Л. И. Новикова выделяет такие критерии сформированности гуманистической воспитательной системы школы: представление о школе как о целостной воспитательной системе (наличие собственной локальной концепции, отражающей настоящее и будущее системы и принятой всеми субъектами педагогического процесса), стиль и образ жизни коллектива, охватывающий все стороны жизнедеятельности, гуманистический характер межличностных отношений.

Л.В. Кабкова в структуру управления воспитательной системой школы включает четыре уровня:

  • стратегического управления: целеполагание, планирование, мотивация и координация всех звеньев воспитательного процесса, рабочим органом управления здесь выступает совет школы, состоящий из представителей педагогического и попечительского советов, совета старшеклассников, родительского комитета школы и возглавляемый директором общеобразовательного учреждения; высшим органом управления выступает общешкольное собрание;
  • тактического и организационного управления: организация воспитательной работы, оперативный контроль и коррекция с выходом на конкретные возрастные группы учащихся и направления воспитательной деятельности, его осуществляют заместитель директора по воспитательной работе, методический совет, совет лидеров, центр социальнопедагогической поддержки;
  • оперативного управления: определение перспективных и ситуативных  воспитательных задач, их реализация, отбор и применение оптимальных методов, организационных форм и технологий воспитательной деятельности, его представляют методические объединения классных руководителей, руководителей кружков и клубов, координационный совет органов ученического самоуправления, родительские комитеты и попечительские советы классов;
  • первичных коллективов воспитанников и взрослых: самоорганизация, сотрудничество, содружество учащихся, педагогов и родителей, этот уровень представляют классные коллективы, детские объединения, кружки и клубы, а также педагоги и родители, представители окружающего социума.

В.Т. Кабуш подчеркивает, что управление в гуманистической системе рассматривается как создание условий для реализации целей гуманистического воспитания личности и как процесс воздействия на систему воспитания в целях развития личности ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)