Структура отчета

В первую очередь,основное внимание следует сосредоточить на структуре (композиции) отчета. При подготовке анкеты социолог во многом руководствуется особенностями восприятия респондентов: определяя последовательность вопросов, исследователь как бы втягивает в диалог человека, который будет отвечать на вопросы анкеты.

Последовательность вопросов анкеты определяется особенностями психологии рядового человека («человека с улицы»), которому в общем-то нет дела до конкретного социологического исследования, но ему не безразличны как основные социальные проблемы, так и личностные, касающиеся всех людей.

Особенности психологии заказчика при чтении отчета определяются прежде всего тем, что у него сформирован информационный запрос к конкретному эмпирическому исследованию — он хочет получить ответы на интересующие его вопросы.

Поэтому, работая над структурой отчета, исследователь должен, в первую очередь, предъявить основные (главные) результаты исследования, а затем подробнее остановиться на деталях, позволяющих глубже понять особенности изучаемого явления.

Оптимальной является следующая структура отчета:

  1. «резюмирующая» часть;.
  2. данные одномерных распределений;
  3. основная часть.

Резюмирующая часть представляет собой две-три страницы, на которых изложены наиболее интересные и ценные результаты проведенного исследования, выводы и рекомендации.

Текст этой части отчета выполняется в так называемом «газетном формате»: короткие параграфы (не более трех-четырех предложений в каждом) и достаточно лаконичные фразы. Каждый параграф желательно снабдить подзаголовком (ключевой фразой), отражающим суть информации.

После резюмирующей части читателю целесообразно представить таблицы одномерных распределений по всем вопросам анкеты (в том порядке и с теми полными формулировками вопросов и ответов, в которых они предъявлялись респондентам).

Данные, представленные в таком виде, называются одномерками. Эти две части («резюмирующую» и «одномерки») можно поставить в начале отчета; но опыт показывает, что целесообразно объединить их в отдельный «том», титульный лист которого содержит название исследования и ре-марку — «Основные результаты». Перед одномерками необходимо привести «паспорт» исследования.

«Паспорт» включает следующие характеристики исследования:

  1. наименование организации, которая проводила исследование;
  2. наименование организации, которая заказывала опрос;
  3. время (сроки) проведения опроса;
  4. определение генеральной совокупности (указание, на какую именно часть населения можно распространять результаты исследования;
  5. указание объема выборочной совокупности(сколько человек было опрошено);
  6. допустимую ошибку выборки (при случайном отборе) или перечисление характеристик, по которым отбирались квоты (при направленном отборе).

Резюмирующая часть отчета позволяет заказчику легко найти, как ответы на свои основные вопросы («информационный запрос»), ради которых он заказывал эмпирическое исследование, так и познакомиться с наиболее важными результатами, которые были установлены в результате исследования, даже если они не предполагались информационным запросом.

«Одномерки», во-первых, позволяют читателю ознакомиться с анкетой, на вопросы которой отвечали респонденты (ее общей композицией, порядком следования вопросов, полными формулировками вопросов и ответов); во-вторых, получить представление обо всех основных данных. Когда заказчик будет читать основную аналитическую часть отчета, он всегда, в случае необходимости, может обратиться к «базовым» данным, представленным в «одномерках».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)