Структура личности

в криминологической литературе структура личности преступника обычно рассматривается исходя из социально-демографических характеристик осужденных и уголовно-правовой квалификации совершенных ими преступлений.

И делается это из принципиальных соображений, о чем прямо говорится в одном из новых российских учебников по криминологии: “При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическими, социально-психологическими и этико-правовыми исследованиями”^

Если эту замысловатую фразу понимать противоположно ее буквальному тексту (а иначе она вообще непостижима), то есть как рекомендацию воздержаться от других, кроме перечисленных, методов изучения личности, то возникает недоумение: почему криминологу социальной психологией заниматься разрешается, а общей нельзя?

Удивление усиливается, когда авторы все же вторгаются в психологическую структуру личности, в ее потребностно-мотивационную сферу’. И правильно делают, так как исследование поведения человеческого невозможно без обращения к его субъективной стороне, то есть к психологии. А все предостережения по этому поводу свидетельствуют лишь о сохранившемся со сталинских времен страхе перед “психологизацией правовых явлений”.

На мой взгляд, структура личности – это прежде всего психологическое понятие. Никто, вероятно, не сомневается в том, что всякая личность, в том числе и личность преступника, представляет собой самоуправляемую биосоциальную систему высочайшей сложности и что элементы (подструктуры) личности взаимодействуют между собой на психологическом уровне.

Но когда авторы коллективной монографии о личности преступника пишут, что структура личности преступника состоит из социально-демографических признаков (пол, возраст, род занятий и пр.), общественной деятельности (партийная принадлежность, членство в профсоюзе), нравственных свойств (добрый, злой, скупой, щедрый и т. п.) и иных особенностей характера, то трудно избавиться от впечатления, что это лишь перечень разноплановых свойств людей, как грешников, так и праведников, а структурного в нем ничего нет^.

Однако с тех пор утвердилась традиция ограничиваться статистическими данными об осужденных вместо системных исследований внутренних причин преступлений.

Зигмунд Фрейд, великий первооткрыватель в науке, усматривали в человеческой психике три начала, три блока побуждений, которые находятся между собой в весьма сложных отношениях. Первое начало назвал латинским ЕВО (“Я”). В нем сосредоточены самосознание, рассудок, забота о самосохранении. Второе начало – М (“Оно”) состоит из врожденных инстинктов, влечений и желаний, не осознаваемых индивидом, но от того не менее могучих.

Они иррациональны, безнравственны и жаждут удовольствий и разрушений. Третья внутренняя сила личности – Зирегео (“Сверх-Я”) – это совесть человека, полученные в результате  воспитания социальные, этические и эстетические представления, установки, запреты (табу). Это культурный слой личности, далеко не одинаковый у разных людей.

Взаимоотношения между “Я” и “Оно” Фрейд сравнивал с отношениями всадника с необъезженной лошадью. “Я” стремится обуздать иррациональные импульсы и агрессивность “Оно”, но это не всегда ему удается. Порой “Я” сознательно “отпускает вожжи”, обнаруживая слабость, любопытство, непоследовательность и пр. “Сверх-Я” помогает удержать рвущееся к удовольствиям “Оно” и “наказывает” “Я” за соглашательство с “Оно” угрызениями совести и невротическими расстройствами.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)