Структура и содержание субкультуры

В нормативной системе сообщества осужденных, регулирующей поведение его членов, можно выделить три основные группы норм: x регулирующие отношения осужденных с администрацией колонии — «не оказывай помощи администрации», «не вступай в актив самодеятельных организаций»;

x регулирующие отношения между всеми осужденными — «не воруй у своих», «не обманывай своих», «вовремя плати карточные долги»;

x закрепляющие деление осужденных на «касты» и регулирующие отношения между членами каст: для привилегированных — «следи за соблюдением норм», «не оказывай помощи нижестоящим»; для непривилегированных — «выполняй за всех грязную работу», «не садись за один стол с другими осужденными».

В субкультуре есть свои традиции с разнообразными обрядами и ритуалами, например: «прописка» — прием новичков в группу и приписывание им группового статуса; «ломать корянку» — от порции хлеба отщипываются маленькие кусочки; вместе ломавшие корянку становятся «кентами», названными братьями, и могут объединиться в одну группу — «семью».

Традиционным для субкультуры является обычай принесения клятвы, который играет важную роль в сплочении сообщества и проверке его членов на преданность. Клятвопреступник опускается на низшие ступени групповой иерархии.

Клятвы, в частности, дают новички, обязуясь следовать всем нормам субкультуры. Клятва может даваться в ответ на предъявленное обвинение в каком-либо нарушении или по некоторому конкретному поводу (обещание заплатить карточный долг).

Примеры некоторых клятв:

x «клянусь зоной» — клятвопреступник обязан совершить побег; x «кем мне быть» — клятвопреступник обязан выполнить любое

требование членов группы («американка»);

x «век свободы не видать» — клятвопреступник обязан совершить преступление, чтобы получить новый срок;

x «забожусь на себя» (на побег, на палец и т.д.) — с клятвопреступником совершат акт мужеложства (он обязан совершить побег, отрубить себе палец и т.д.).

В субкультуре наряду с клятвами существует и ритуал наложения проклятия. Проклятие направлено на причинение морально-психологического ущерба проклинаемому и считается, что оно обладает магической силой.

Содержание проклятия может быть самым разнообразным: потеря жизни, здоровья, социального благополучия проклинаемым или его родственниками. А форма, как правило, однообразная — ненормативная лексика.

Основной способ снять проклятие или уничтожить его силу — высказать встречное, более сильное проклятие. Поэтому начинается обмен проклятиями, носящий форму состязания. Обмен проклятиями — это не нецензурная перебранка, а состязание в уровне интеллекта, быстроте реакции, остроумии, знании тюремных законов. Существуют правила состязания в проклятиях:

x отвечать на проклятия может только равный по занимаемому статусу;

x осужденный более низкого статуса не может проклинать высокостатусного;

x победу одерживает тот, кто быстрее, остроумнее и «забористее» ответит сопернику;

x проигравшему снижается социальный статус.

За состязанием наблюдают другие осужденные; есть судьи и болельщики. Победителю оказываются почести, его проклятия запоминаются, ему подражают. Это говорит о том, что в среде осужденных ценится не только грубая физическая сила.

В субкультуре осужденных, как и в архаичных культурах, широко распространены табу (на жаргоне это называется «западло»). Например, табуирован красный цвет: предметами данного цвета нельзя пользоваться; или нельзя ни перед кем становиться на колени (особо рьяные последователи тюремных традиций выкалывают на коленях пятиконечные звезды).

Если осужденный путем насилия или обмана («Посмотри, не твои ли сигареты лежат под кроватью?») встал на колени, его статус понижается: вставший на колени не может командовать другими. Для лидеров есть свои табу. Так, авторитет не может участвовать в художественной самодеятельности: его дело руководить людьми, а не паясничать на сцене.

К другим основным проявлениям субкультуры относятся жар-гон, татуировки и клички.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)