Стратегический подход к управлению региональным развитием

Идеи стратегического управления вышли далеко за пределы бизнес-среды и проникли в социальную сферу и сферу государственного (муниципального) управления.

Современные теоретические концепции стратегического управления для регионального уровня развития начали развиваться только в конце 1970-х годов, прежде всего в развитых странах Западной Европы и США.

К основным причинам возникновения интереса исследователей в этой области можно отнести:

  • обострение экономических и социальных проблем во многих странах мира, которое стало особенно заметным начиная со второй половины 1970-х годов (время мировых экономических кризисов);
  • нарастание специфических территориальных проблем (дифференциация уровней жизни населения, проблемы, связанные с ростом урбанизации, социальными трансформациями, изменения пространственной структуры экономики);
  • усложнение механизмов управления на местном уровне (развитие местного самоуправления, усложнение внутренней структуры экономики регионов, особенно больших, что потребовало комплексных подходов к управлению ими на высоком качественном уровне);
  • глобализацию и, как следствие, обострение межрегиональной и международной конкуренции, в которую втянуты регионы.

С.Н. Леонов и Е.С. Барабаш, говоря о стратегическом подходе к управлению региональным развитием, выделяют следующие опорные точки, определяющие особенности подхода:

  • регион рассматривается как открытая система, внешняя среда которой становится не менее, а в ряде случаев более важной, оказывающей большее влияние на поведение региональной системы, чем внутренняя среда. При этом предполагается, что внешняя среда характеризуется неопределённостью и изменчивостью, неполнотой информации, что таит в себе угрозы и вызовы развитию;
  • для снижения неопределенности и рисков внешней среды, неполноты информации, требуется разработка образа желаемого будущего региона и вариативных способов его достижения в процессе изменения региона и внешнего окружения, т.е. стратегии развития. При этом постулируемые стратегические цели должны быть соотнесены с ресурсными возможностями и потенциалом региона;
  • стратегический подход предполагает ориентацию на предвидение и упреждающие действия, а не на реагирование постфактум. Это подразумевает, что региональные власти должны действовать не просто активно, а проактивно, что осложняется открытостью региональных систем и их сильной зависимостью от изменений условий внешней среды;
  • стратегический подход должен обеспечит не просто экономический рост регионального хозяйства, но и качественные изменения, т.е. социально-экономическое развитие.

Необходимость использования стратегического подхода к управлению региональным развитием определяется такими факторами:

  • появление принципиально новых задач, обусловленных необходимостью перехода на инновационный путь развития;
  • усиливающимися процессами глобализации;
  • возрастанием нестабильности внешней среды, увеличивающей уровень неопределенности.

В этих условиях переход на стратегическое управление позволяет значительно расширить горизонты предвидения и тем самым создает возможности для своевременной реакции на изменения, происходящие во внешней среде.

Стратегический подход реализуется в стратегическом управлении. Стратегическое управление основывается на ряде принципов (рис. 4).

Стратегический подход к управлению региональным развитием

Цикл стратегического управления региональным развитием можно представить с помощью трех этапов, которые в свою очередь, могут быть детализированы более подробно (рис. 5).

 

Стратегический подход к управлению региональным развитием

Процедура стратегического управления начинается с этапа стратегического планирования, предполагающего разработку и выбор стратегических направлений развития региона.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

По содержанию региональное стратегическое планирование — это выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего региона, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность региона в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также отдельных отраслей региональной экономики и социальной сферы.

Следующий этап связан с реализацией стратегических направлений развития. Реализация стратегии развития предполагает использование программно-проектного подхода к управлению. Е. Г. Анимица, Н. В. Новикова и В. А. Сухих отмечают:

«Теоретически программа и проект – это механизм решения некой большой или малой проблемы в той или иной социально-экономической системе, перевода ее в иное состояние, нахождение альтернативы для улучшения функционирования системы, придания ей новых качествен-ных характеристик».

Использование программно-проектного метода предполагает разработку программы, которая охватывает наиболее актуальные и значимые проблемы, находящиеся в пределах компетенции региональных ор-ганов управления и наполнение ее проектами, ориентированными на решение конкретных задач.

Интересно
Системное внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти началось с принятием в 2016 г. указа Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» и было обусловлено необходимостью концентрации усилий, финансов, управленческих талантов на наиболее важных задачах в условиях, когда ресурсы ограничены, а риски высоки.

Стратегическое управление региональным развитием предполагает мониторинг и оценку реализуемой стратегии. А. Л. Гапоненко, С. В. Пирогов и И. Ф. Чернявский, указывая на важность и необходимость мониторинга и оценки, отмечают:

«Мониторинг и оценка помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Заметим, что мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности.  Мониторинг выявляет результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна».

Важным моментом при проведении мониторинга, является определение системы индикаторов, позволяющих оценить эффективность управления региональным развитием.

Мониторинг в системе регионального стратегического планирования можно определить как подсистему, обеспечивающую наблюдение и проверку функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности планируемых и реализованных мероприятий, выявления отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, выработки основных и корректирующих действий для достижения запланированного результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)