Страны с большими положительными отклонениями (остаток регрессии +0,7 или более)

Эта подгруппа включает 21 страну: Афганистан, Бирму (Мьянму), Бурунди, Демократическую Республику Конго, Республику Конго, Кот-д’Ивуар, Восточный Тимор, Грузию, Ирак, Кению, Мали, Нигер, Нигерию, Россию, Руанду, Сомали, Южно-Африканскую Республику, Шри-Ланку, Судан, Таиланд и Турцию. Общим для этих стран является то, что уровень этнических конфликтов (УЭК) в них определенно выше ожидаемого на основании регрессионного уравнения.

Афганистан.  Население страны достаточно однородно в этническом отношении. Этнические корни, язык и религия (мусульмане сунниты и шииты) делят население на несколько территориально разделенных групп. Пуштуны (на востоке и юге) являются крупнейшей этнической группой (42%), другие крупные этнические группы – это таджики (27%) на северо-западе и западе, хазарейцы (от 8 до 10%) в центральном регионе и узбеки (от 6 до 9%) на севере. Большинство населения исповедует ислам суннитского толка (80%), но хазарейцы и часть таджиков шииты.

Этническое насилие в Афганистане исторически восходит к коммунистическому перевороту 1978 года и советскому вторжению 1979 года. До этого отношения этнических групп были сравнительно мирными. Вывод советских войск в 1989 году интенсифицировал этническое насилие. Организованные на этнической основе вооруженные группировки боролись за власть, но ни одна из них не оказалась достаточно сильна для установления гегемонии над всей страной.

По оценкам, в войне погибло более миллиона человек. Военная интервенция США и оккупация страны с октября 2001 года открыла возможность установления новых правил разделения власти. В декабре 2001 года провинциальные лидеры признали временную администрацию, возглавляемую племенным лидером пуштунов Хамидом Карзаем. После этого процесс демократизации продолжился, и уровень этнического насилия существенно снизился.

Все этнические группы имеют свои политические партии. В период 2003-2011 годов этническое насилие в Афганистане продолжалось. Соперничающие племена и местные лидеры боролись за власть и за контроль над важными ресурсами. На большинство областей территории страны оставалось под контролем племенных ополчений и местных полевых командиров.

Силы движения Талибан, поддерживаемые в основном пуштунами, продолжали войну против центрального правительства и иностранных вооруженных сил. Каждый год погибали тысячи человек. Ввиду чрезвычайно высокого уровня этнического насилия УЭК в стране был оценен в 5 баллов, что определенно выше значения, ожидаемого на основании регрессионного уравнения.

Я хочу подчеркнуть, что высокий уровень этнического насилия в Афганистане связан исключительно с временными факторами и что возможно уменьшить насилие путем институализации этнических конфликтов через демократические институты. Это уже происходит в Афганистане.

Бирма (Мьянма)  является серьезно разделенным в этническом отношении обществом, хотя бирманцы составляют большинство населения (68%). Язык, национальность, а в некоторых случаях и религия отделяют территориальные этнические меньшинства от бирманского большинства.

Когда в 1948 году Бирма получила независимость, многие этнические меньшинства стали требовать если не независимости, то большей автономии, и после того как правительство отвергло такие притязания, в пограничных районах Бирмы начались сепаратистские мятежи. С тех пор продолжаются гражданские войны правительства с сепаратистскими этническими повстанческими группами.

Географические условия страны способствуют сепаратистским устремлениям нескольких этнических меньшинств. Правительству требуется сильная армия для подавления повстанцев. Как отметила Аун Сан Су Чжи, «потребность держать повстанцев в узде сделала армию сильной». В итоге это привело к военному перевороту 1962 года и военному правлению, продолжавшемуся и в течение всего периода 2003-2011 годов.

Военное правительство смогло подавить большинство восстаний, но держащийся на штыках мир хрупок. Между правительством и этническими группами повстанцев было достигнуто несколько соглашений о прекращении огня, но некоторые мятежи продолжались.

Более высокий, чем предполагалось, УЭК в стране (4 балла) может объясняться отказом правительства предоставить достаточную автономию территориальным этническим меньшинствам. Это проблема несостоятельности политического руководства. Достаточный уровень федерализма, вероятно, сможет удовлетворить требования территориальных этнических меньшинств и положить конец насильственным столкновениям.

Бурунди.  Большинство населения страны составляют хуту (85%), меньшинствами являются тутси (14%) и пигмеи тва (1%). Проблема в том, что незначительное меньшинство тутси традиционно доминировало в политике, общественной жизни и экономике страны. Пьер ван ден Берге отмечает, что когда имеющие хамитские корни высокорослые тутси завоевали низкорослых банту, они изобрели свой собственный вид расизма «хейтизм» для подкрепления своего господства в королевствах Руанда и Бурунди.

Ласло Томай (Thomay, 1993, р. 73) обращает внимание на это же визуальное различие: «Тутси одни из самых высоких людей на планете, средний рост их мужчин составляет 7 футов, тогда как хуту намного ниже ростом». Сегодня физические различия этих двух этнических групп уменьшились вследствие значительного биологического смешения.

Составляющие большинство населения хуту неоднократно восставали. С 1962 года, когда Бурунди добилась независимости от Бельгии, в межэтнических столкновениях погибли сотни тысяч человек. Соперничество и борьбу за скудные ресурсы, по-видимому, интенсифицировал тот факт, что Бурунди является одной из самых густонаселенных стран Африки.

Предпринимались неоднократные попытки решить проблему этнического насилия политическими средствами. В конце концов, в июле 2001 года в городе Аруше в Танзании было достигнуто соглашение о разделении власти. В декабре 2002 года заключено соглашение о прекращении огня, но в июле 2003 года вновь начались боевые действия. В ноябре 2003 года был заключен новый мирный договор, и представители повстанческих групп вошли в новое правительство национального единства.

Переходная Национальная Ассамблея в октябре 2004 года приняла новую конституцию. Этническое насилие уменьшилось, но не прекратилось. Обе этнические группы хорошо организованы. По причине наличия институализированных этнических конфликтов и продолжающегося этнического насилия УЭК в стране был оценен в 3 балла. Новая конституция призвана институализировать постоянное разделение власти между тутси и хуту через систему пропорционального представительства.

В Национальной Ассамблее 60% мест зарезервировано за хуту и 40% за тутси. Если президентом является хуту, то первым вице-президентом тутси, и наоборот. Конституция гарантирует для тутси значительно увеличенное политическое представительство в сравнении с их долей в населении. Демократический компромисс такого типа, как представляется, снижал уровень этнического насилия в Бурунди.

Демократическая Республика Конго.  Население страны делится более чем на 200 племенных групп, хотя надежных статистических данных об этнических группах нет. Почти все группы являются племенами банту. Наибольшей племенной группой (18%), по-видимому, являются либа. Основные племена территориально отделены друг от друга. Когда Конго добилось независимости в 1960 году, во всех частях страны образовались региональные и этнические партии, а южная провинция Катанга пыталась отделиться от Конго.

Постоянно велись гражданские войны и возникали сепаратистские волнения. Большинство конфликтов имело этническую основу. Какой-либо подлинно общенациональной партии не возникло, и правительству было трудно эффективно управлять всеми частями страны. После падения авторитарного режима Мобуту в 1997 году этнические отношения продолжали накаляться, и вспыхнула гражданская война.

По оценкам, с 1998 по 2003 год в гражданских войнах погибло от 3 до 4 миллионов человек. Мирный договор 2003 года положил конец большинству гражданских войн, но отдельные столкновения в разных частях страны продолжались. Созданное в 2003 году переходное правительство президента Жозефа Кабилы организовало в 2006 году парламентские и президентские выборы под защитой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций.

Демократическая Республика Конго перешла от гражданских войн к некой форме демократической системы, но в некоторых частях страны, особенно на востоке, продолжались сопровождавшиеся насилием мятежи.

В силу того, что после достижения мирного соглашения 2003 года насильственные этнические конфликты существенно уменьшились, оценка УЭК в Конго не превысила 4 баллов, но это все равно существенно выше оценки, предсказанной на основе регрессионного уравнения.

Обширная территория Демократической Республики Конго может являться особым местным фактором, объясняющим сложность установления эффективной системы управления и достижения договоренности о разделении власти между многочисленными региональными этническим группами.

Республика Конго  населена многочисленными различающимися в культурном отношении племенными группами, ни одна из которых не является доминирующей, хотя баконго являются численно крупнейшей племенной группой (48%). Этническая принадлежность стала сильно политизированной уже в колониальный период, соперничество и конфликты между региональными племенными группами продолжились и в Республике Конго.

После введения системы многопартийных выборов в 1992 году завязалась борьба за власть имеющих этническую основу вооруженных группировок, а при приближении президентских выборов 1997 года политическая конкуренция переросла в гражданскую войну, в которой погибли тысячи человек. В итоге один из трех кандидатов в президенты, выходец из племени мбоши генерал Дени Сассу-Нгессо, которого поддерживал север страны,

пришел к власти, захватив столицу. В 2002 году он узаконил свою власть через президентские выборы. Политические партии страны являются подразделениями вооруженных группировок. Выборы омрачались насилием, а племена мбоши на севере и лари на юге борются за власть в стране со времени деколонизации. Вследствие продолжавшихся насильственных этнических столкновений в период 2003-2011 годов и формирования влиятельных партий на этнической основе УЭК в Республике Конго был оценен в 3 балла.

Кот-д’Ивуар.  Крупнейшими этническими группами являются акан (42%) на юге, гур (18%), северные манде (16%), кроус (11%) и южные манде (10%). Население севера страны исповедует преимущественно ислам, а юга – христианство. Когда в 1990 году в стране были учреждены демократические выборы, племенные группы создали свои партии.

В 2002 году, когда партии оказались не в состоянии договориться о результатах президентских выборов, этнические конфликты вылились в гражданскую войну между северянами мусульманами и преимущественно христианами южанами. В войне погибли тысячи людей, сотни тысяч бежали в соседние страны.

Правительство и повстанцы достигали мирных соглашений в 2005 и 2006 годах, в страну вводились миротворцы ООН и французские войска для предотвращения возобновления крупномасштабных столкновений. Уровень этнического насилия снизился, хотя продолжались разрозненные насильственные столкновения и противостояние Севера и Юга. В ноябре 2010 года после спорных президентских выборов разразилась новая гражданская война.

Тысячи людей были убиты. Оценка УЭК в стране составила 4 балла, что намного выше значения, ожидаемого на основании регрессионного уравнения. Представляется, что причиной этого были особые временные факторы, а именно спорные президентские выборы. Уровень этнического насилия в стране может быть значительно снижен, когда политические лидеры научатся достигать компромиссов и разделять власть путем демократических выборов.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)