Становление игровых замещений в раннем возрасте

  1. Исследования и наблюдения
  2. Исследовании Л. Н. Галигузовой
  3. Ряд этапов приобщения ребенка к игре

Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возника­ет сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже уме­ет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто ни­ когда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учре­ждениях, в условиях дефицита в общении со взрослым значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню развития и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Без специального обучения игра и иг­ровые замещения не возникают.

Однако здесь возникает вопрос: как же возможно обучать игре? Ведь она является самостоятельной, творческой деятельностью детей и ни­как не сводится к усвоению каких-либо определенных навыков. В от­личие от орудийных, игровые действия не требуют никаких стандарт­ных способов действия, а значит, они не могут усваиваться в процессе специального обучения.

Все это так, но тем не менее обучение игре необходимо. И осуществ­ляется оно в процессе совместной игры со взрослыми, которые передают ребенку способ замещения одних предметов другими. В исследовании Л. Н. Галигузовой изучался процесс становления игровых замещений у детей раннего возраста. В эксперименте использовалась игровая си­туация «уход за куклой».

На столике перед ребенком располагались реалистические игрушки, по­зволяющие осуществить различные действия: кроватка, ванночка, рас­ческа, игрушечная посуда. Среди реалистических игрушек находились и предметы с неопределенным назначением, которые можно было ис­пользовать в любой функции (шарики, палочки, брусочки и пр.). Взрос­лый на глазах у ребенка начинал играть с этими предметами, комменти­руя свои действия словами и пытаясь вовлечь его в свою игру.

Наблюдения за поведением ребенка позволили выделить ряд этапов приобщения ребенка к игре.

На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к за­мещающим действиям взрослого. В ответ на просьбу взрослого найти  отсутствующий предмет (например: «Давай дадим кукле конфетку! Где у нас конфетка?») либо вообще не отвечает, либо отвечает отрицатель­но («Нету здесь конфеты»). Сам ребенок пользуется только реалисти­ческими игрушками по их прямому назначению.

На втором этапе ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит фор­мальный, автоматический характер. Ребенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безраз­лично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми пред­метами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это мо­жет свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого образа того предмета, который он замещает в действии. Поэтому замещение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.

На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит отсро­ченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюда­ется достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстрируют привязанность к опреде­ленным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их вос­производят. Но самостоятельных замещений пока нет. Наводящие вопросы взрослого о новых замещениях вызывают чаще всего отрицательный ответ, а иногда выбор случайного предмета. На этом этапе дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям. На­пример, начав по просьбе взрослого кормить куклу зубной щеткой (как ложкой), ребенок вдруг останавливается и, как бы исправляя ошибку, берет игрушечную ложку и начинает кормить, а потом чистит кукле зубы зубной щеткой. Такое поведение не наблюдалось на предыдущем этапе, где малышу было все равно, чем выполнять игровое действие. Здесь ребенок начинает осознавать разрыв между знакомым ему пред­метом (обозначаемым) и другим, которым вместо него действует. Именно в это время малыши отказываются принимать любые замещения взрослого и соглашаются лишь на некоторые.

На четвертом этапе в поведении детей наряду с подражатель­ными появляются самостоятельные замещения, представляющие со­бой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новиз­ны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка. На вопрос взрослого о названии предметов, с которыми он играет, ребенок дает их реальные, а не игровые имена.

Например, мальчик явно занимается приготовлением пищи: помеши­вает что-то в кастрюльке, дует, пробует на вкус. На вопрос взрослого «Что у тебя варится?» он отвечает «Палочки и колечки». Встречаются также двойные наименования предметов, например «шарик-яблоко» и ли «колечко-печенье», но эти наименования очень непрочны и часто распадаются. Реальная и игровая функции предметов в таких замеще­ниях оказываются рядоположенными. Самостоятельных игровых на­зываний предметов еще нет.

Важно подчеркнуть, что на этом этапе уже есть действия с предме­том-заместителем, но еще нет называния этого предмета игровым име­нем. На ранних стадиях развития игры (в отличие от последующих) ребенок не может назвать предмет новым именем, до того как он про­изведет с ним соответствующее действие.

Другим важнейшим условием переименования предмета в игре яв­ляется эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в действия взрос­лого. Дети принимают и повторяют новое, игровое название предмета только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлечен­ность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью. Если же взрослый просто демонстрирует новые действия с предметами и ком­ментирует их, дети ограничиваются подражанием, но никогда не называют предметы новыми именами и не переходят к самостоятельным замещениям.

Называние предмета игровым именем, которое происходит на пятом этапе, носит характер открытия и существенно меняет характер дей­ствий ребенка. Зафиксированное в слове новое значение предмета как бы оживляет этот предмет, рождает яркий образ всей ситуации его ис­пользования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)