Роль государственных и муниципальных финансов

Особую роль в социально-экономическом и политическом развитии страны играют государственные и муниципальные финансы.

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

  • мобилизационную (посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны);
  • распределительную (финансовые отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, государственных средств);
  • регулирующую (через государственные фонды осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • контрольную (через фонды осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

За последние годы внутренняя структура финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и региональный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и региональные бюджеты, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

По уровню управления государственные финансы подразделяется на общегосударственные финансы и региональные (территориальные) финансы. Общегосударственные финансы объединяют федеральный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды.

Общегосударственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности общегосударственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

  • разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
  • поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
  • регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов.

Региональные финансы — это совокупность бюджетов субъектов Федерации, включают республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты автономных областей и округов; областные бюджеты; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; социальные и экономические денежные фонды; государственные ценные бумаги; целевое финансирование; кредиты и займы.

В соответствии с экономическим подходом, региональные финансы — это денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы государства, так как в регионе:

  • осуществляется множество финансовых операций между региональными институциональными единицами;
  • имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их.

Таким образом, на определенной территории (регионе) локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

Содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и финансовая система страны в целом. Их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном (региональном) уровне.

Еще одной составляющей финансовой системы государства выступают местные финансы — это совокупность фондов денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

К местным фондам относятся:

  • окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах;
  • муниципальные и государственные ценные бумаги; муниципальные кредиты;
  • финансовая помощь.

Финансовая деятельность государства и местного самоуправления представляет собой процесс собирания, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

  • Обеспечение планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства.
  • Распределение фондов денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
  • Контроль — означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания и использования денежных ресурсов (рисунок).

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: методы собирания фондов денежных средств и методы их распределения и использования.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

  • налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
  • метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования;
  • метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банках, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
  • метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина);
  • метод страхования образует страховые фонды;
  • эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

  • финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
  • кредитование — плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
  • осуществление расчетов между различными субъектами.

Принципы финансовой деятельности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, выполнения принятых отчетов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)