Средства обучения в педагогическом процессе

Методы обучения существенно обогащаются используемыми средствами обучения
(дидактическими средствами), которые способствуют повышению эффективности процесса
обучения.

В традиционном процессе обучения можно выделить две группы средств обучения: материальные объекты и знаковые системы.

К материальным объектам принято относить используемое учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационное оборудование, технические средства обучения (ТСО). Знаковые системы включают печатные издания учебников, учебно-методические пособия, справочники, дискеты и компакт-диски с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, опорные конспекты, рабочие тетради, карточки-задания.

В последнее время средства обучения существенно изменились. Растет число электронных учебников и учебных пособий, записанные на магнитных (дискетах) и оптических (лазерных дисках CD-ROM) носителях информации, предназначенных для считывания и обработки с помощью компьютера.

Б. С. Гершунский приводит многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех этапах процесса обучения: 

  • на этапе предъявления учебной информации учащимся;
  • на этапе усвоения учебной информации в процессе интерактивного взаимодействия
    с компьютером;
  • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (умений, навыков);
  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  • на этапе коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования
    дозировки учебной информации, ее классификации и систематизации.

Особые надежды в модернизации процесса обучения связываются с использованием Интернета в качестве дидактического средства. Для того чтобы глобальная сеть Интернет выполняла эту функцию, используются следующие информационные технологии: 

  • обработка данных, предназначенных для группировки, сортировки, агрегирования данных и результатов вычислений;
  • управление, предназначенное для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения пользователей Интернета, имеющих дело с координацией и управлением
    образовательным процессом;
  • поддержка и принятие решения, предназначенные для организации взаимодействия
    пользователя Интернета и компьютера;
  • экспертные системы, дающие возможность пользователям дистанционного обучения
    получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания;
  • коммуникация участников дистанционного обучения, обеспечивающая между ними
    оперативную связь и взаимодействие.

К дидактическим средствам Интернета относятся:

  • электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает
    возможность слушателям и преподавателям обмениваться информацией;
  • компьютерная доска объявлений для передачи сообщений всем участникам учебного процесса;
  • аудиопочта для обмена информацией голосом по телефону, которая включает специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно и хранения их в цифровой форме в компьютере;
  • компьютерная конференция, которая использует компьютерные сети для проведения дискуссий в группе;
  • аудиоконференция, реализующая телефонную связь, оснащенную дополнительным устройством, обеспечивает участие в разговоре более двух человек;
  • видеоконференция с применением видеоаппаратуры; ее участники, удаленные друг от друга, могут слышать и видеть себя и других участников на телеэкране;
  • телеконференция, включающая в себя все три вида конференций;
  • факсимильная связь, которая основана на использовании факс-аппарата, способного читать сообщение на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его на другом;
  • мультимедиа – одновременное представление информации: трехмерной компьютерной графики, звукового и видеоряда, интерфейса виртуальной реальности и др.;
  • гипертекст для организации в тексте точек разветвления при создании электронных учебников, что позволяет возвращаться назад по тексту, либо переходить к любой точке разветвления.

Все более широкое применение вышеназванных средств позволяет говорить о формировании в глобальной сети учебного Интернета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)