Способы контроля деятельности международных неправительственных организаций

Самой простой формой контроля является регистрация иностранных агентов. Речь идет как о внешних эффекторах, так и о внутренних, получающих финансирование из вне.

Регистрация позволяет вывести такие организации «из тени», упростить мониторинг за их деятельностью. Однако данная мера лишь закладывает фундамент обеспечения контроля, и без дополнительных инструментов ее эффективность невелика.

Одним из ключевых методов контроля является финансовый контроль. Принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» чаще всего является определяющим. Исключением являются различные организации революционного/религиозного толка — с сильной идеей, естественным происхождением, и мощной поддержкой снизу. Но даже такие организации могут испытывать потребность во внешней финансовой поддержке.

Кроме того, обычно такие организации достаточно радикально сами по себе, что дает обоснование к привлечению пристального внимания со стороны спецслужб и иных структур, обеспечивающих внутреннюю безопасность.

Механизмы финансового контроля делятся на две группы: механизмы мониторинга финансовых потоков и инструменты превентивного воздействия. Мониторинг может осуществляться через предоставление МНПО или финансируемых из вне местных НПО своей финансовой отчетности в наблюдаемый орган. Однако в случае недоверия контролируемым акторам можно обязать МНПО или финансируемые из вне местные НПО проводить свои финансовые операции исключительно через заслуживающие доверие со стороны государства банки.

Превентивные меры финансового воздействия призваны затруднить оказание внешнего влияние путем увеличения издержек, например, введением повышенных налогов на привлеченные из вне финансовые ресурсы, а также прибегая к высоким штрафам.

Таким образом, использование МНПО или финансирование местных НПО для воздействия на внутреннюю обстановку для внешних акторов становится попросту слишком дорогим и, зачастую, не рентабельным.

Интересно
Такие методы в силу своей «мягкости» создают значительно меньше общественного негатива, и их сложнее представить в форме нападок государства на институты гражданского общества в СМИ. Полезные для государства эффекторы, в свою очередь, можно поощрить предоставлением налоговых льгот.

Отраслевое санкционирование. Регистрация, санкционирование, наблюдение за функционированием МНПО в конкретной сфере деятельности со стороны отраслевого министерства.

Локальное санкционирование. Регистрация, санкционирование, наблюдение за функционированием МНПО в конкретной локации/ регионе со стороны местных властей. Требует достаточно развитого местного самоуправления.

Социальный контроль через исполнительные структуры

Данная методика направлен на то, чтобы принудить внешние акторы осуществлять свое воздействие исключительно через местные гражданские организации, члены которых, движимые чувством патриотизма и гражданского долга, а также опасаясь санкций, будут ограничивать откровенно негативные воздействия со стороны внешних акторов.

Социальный контроль через структуры управления. Также возможен вариант, требующий наличие в руководящих органах организации определенного количества лиц, чье место жительства зарегистрировано в стране-реципиенте (или если они имеют гражданство страны-реципиента).

Юридические инструменты

По сути, это в большей степени «борьба с симптомами». Требуется определится с наиболее опасными направлениями возможного внешнего воздействия, и блокировать уже их.

Например, негативное культурное воздействие можно блокировать законами, препятствующими угрозам национальной идентичности. При этом участие иностранных акторов в этом процессе также может быть прописано как отягощающее обстоятельство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)