Специфика методов инженерной психологии

Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:

  • Организационные методы.

Обеспечивают комплексный подход к исследованию СЧМ (главное – не синтез изолированных исследований, а “синтез нового” знания).

  • Эмпирические способы получения нового знания:
  • психофизиологические методы (исследования или испытания): исследование – раскрывают механизмы и закономерности; испытания – выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;
  • физиологические методы (определяют затраты организма, “психофизиологическую цену” успешности в труде);
  • наблюдение и самонаблюдение;
  • эксперимент (лабораторный, производственный, “формирующий”);
  • диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью…);
  • приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий…);
  • метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…).

Это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

  • Приемы обработки данных.

Количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов – имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом.

  • Способы интерпретации данных.

В контексте целостного, системного подхода. Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это – методы моделирования деятельности оператора в системе “человек – машина”.

Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования – “изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели” (см. Хрестоматия по инженерной психологии, 1991. С. 60). Заметим, что модель не должна “воспроизводить” весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

Б.А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора):

  • Психологическое моделирование – это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды).

Выделяется два основных вида психологического моделирования:

  • внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора;
  • воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике.

Например, когда несколько человек в разных душевых кабинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всем было хорошо… – внешне это никак не похоже на “настоящую” работу операторов, но по сути моделирует сложные отношения в бригаде операторов).

  • Математическое моделирование – исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда.
  • Статистическое (имитационное) моделирование – имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).

Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего “имитировать”); по сравнению с математическим моделированием – возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где “соответствие реальному процессу” лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования – “численный и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным” (не учитывается изменчивость этих условий и данных). Поэтому “для других условий моделирование необходимо проводить заново” – отмечает Б.А. Смирнов.

Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:

  • на первых этапах – преимущество за методами математического и статистического моделирования;
  • на более поздних – за психологическим моделированием;
  • на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)