Специальные приемы коррекции ритма речи при заикании

Как было показано выше, у большинства заикающихся де­фект речи сводится в основном к речевой дизритмии разных уровней (мозговой организации ритма речи)

Наиболее грубо нарушения ритма речи проявляются в виде подкорковой дизритмии, или иначе, дизритмической дизартрии.

В ее основе лежит нарушение способности воспроизводить са­мый элементарный слоговой ритм, во многом она идентична тому синдрому, который в литературе обозначается как органи­ческое заикание или в последнее время как неврозоподобное.

Основные приемы работы с этой группой заикающихся вытека­ют из специфики первичного дефекта речи. Если ребенок не в состоянии маршировать, равномерно отстукивать рукой простой двудольный размер на барабане, бубне и т.д., то основной зада­чей является здесь пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма.

Это требует введения внешних опор (запасных афферентаций) в виде введения разметки следов на полу (для ритмичного шага), метронома, механических игрушек типа зай­цев, играющих на барабане и др., играющие роль аудиовизуаль­ных (слухо-зрительных) подкреплений.

Большое место здесь должны занимать музыкальные занятия, вначале с моторными, а затем и вербальными подкреплениями ударных долей такта с помощью различного рода вокализаций (возгласов, подпеваний), а если возможно, звукоподражаний.

На следующем этапе проводится работа по делению слов на слоги, опять-таки с моторным, тактильным и аудиовизуальным подкреплением.

Важно, чтобы тренинговые слова подбирались в порядке усложнения их лингвистической структуры и закрепля­лись в памяти. От слов следует перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с подключением тех же внешних опор.

В связи с тем, что для подкоркового нарушения ритма харак­терно изменение мышц артикуляционного аппарата, полезна и отработка артикуляционных движений по методике преодоле­ния нарушений речи при дизартрии логопедический массаж, гимнастика, коррекция просодической стороны речи, и, в пер­вую очередь, интонационных параметров.

Затем необходим переход к словесному ритму (произнесению фраз и текстов с ударением на каждом слове). Этот способ говорения играет роль фона для последующего перехода к нормативному способу.

Словесный ритм «высвечивает» в речевом потоке места совмещения ритмических  единиц разных  уровней, что  необходимо для последующего «укладывания» слов в синтагму, подчинения произносимого слова ее логическому центру.

Таким путем осуществляется переход от подкоркового ритма к ритму уровня коры, а точнее, ее правого полушария. На завершающем этапе занятий отрабатывается нормативное для устной речи говорение с помощью деления речевого потока на синтагмы.

Корковый уровень дезорганизации ритмического параметра речи характеризуется «усилением» невербального ритма, связан­ного с функциональной гиперактивностью правого полушария. Коррекция такой дизритмии требует специфических приемов работы.

Они состоят во временном «запрете» музыкальных заня­тий и заучивания стихов ввиду их ритмической близости к музы­ке. Основной задачей работы при таком виде дизритмии являет­ся выработка плавной речи.

Используемые для ее решения мето­ды состоят в том, чтобы дать почувствовать течение ритмов разных уровней, строго координированных между собой слогово­го, словесного и синтагматического, а также их подчиненность логическим центрам высказывания.

Для этого используется прием нюансированной передачи голосом логически ударных и неударных фрагментов: сопряженно, отраженно, а затем само­стоятельно. Возможно и подкрепление ударных слогов тактильными опорами.

В частности, предлагается сложить вместе друг с другом ладони рук и переворачивать их по ходу говорения, сжи­мая руки в местах логических акцентов.

Поскольку логические акценты совпадают с паузой, отделяющей одну синтагму от дру­гой, зажим следует удерживать в течение всей паузы, причем до тех пор, пока не появится рефлекторная потребность сделать вдох для продолжения говорения.

Прием мышечного напряже­ния, маркирующего логические центры и паузы речевого пото­ка, решает сразу несколько задач упорядочивает речь, «высвечи­вает» ее смысловую составляющую и обеспечивает непроизволь­ное речевое дыхание.

В этом случае не приходится давать команды типа «вдохни — выдохни», которые не облегчают, а усложняют нормативное говорение, т.е. в значительной мере решается одна из наиболее важных проблем коррекции речи при заикании — нормализация речевого дыхания.

Движения рук можно заменять аналогичным образом — организованным пере­бором барабанных палочек, шагами и прочим.

Корковую дизритмию, обусловленную гиперактивностью правого полушария, не следует смешивать с корковой дизритмией, обусловленной недостаточным владением средствами языка, т.е. вызванную недоразвитием речи. Ее можно обозначить как лингвистическую.

Появление запинок в этом случае является вторичным. Оно обусловлено трудностями подбора слов и грамматических средств для перевода внутренней речи во внешнюю.

Работа по развитию речи при таком нарушении дает, как прави­ло, положительный результат.

Приемы, направленные непосредственно на укрепление речевого ритма, играют второстепенную, но также важную роль. Они служат закреплению приобретенных навыков владения языковыми средствами и параллельно — вы­работке плавной речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)