Сознание и подсознание в физиологии

Процесс формирования сознания связан с отделением своего ―Я от других людей. Собственных знаний от чужих. Формирование сознания неразрывно связано с мышлением и рассудочной деятельностью.

Сознательное действие – это процесс самостоятельного и целенаправленного анализа информации, принятия решения и целенапрвленной ответной реакции. Это может быть приближение, избегание и бездействие.

Субстратом сознательной деятельности является кора больших полушарий мозга. Неспецифическая активирующая система ретикулярной формации поддерживает уровень бодрствования и сознания. Суть сознательной деятельности состоит в сравнении имеющихся в памяти индивидума закрепленных сведений с поступающей извне информацией. Иначе – критической оценкой. Сознательна рассудочная деятельность.

Сознание – фильтр для поступающей информации. Подсознательное действие предполагает автоматические ответы на поступающие раздражители. Это и безусловнорефлекторные реакции и действия, которые осуществляются стереотипно, по ранее выработанной и закрепленной схеме ( рефлексия ) без активного поиска решения. Подсознательное восприятие некритично, при этом мозг может принимать огромное количество информации и с большой скоростью.

Подсознание – база закрепленных сведений и стратегий любого характера. Закреплены в процессе эволюции вида, популяционной и индивидуальной адаптации. Являются биологически и социально целесообразными. Субстратом подсознательной деятельности является вся ЦНС, в том числе и кора. Подсознание несет в себе огромный запас информации.

Все реакции организма протекают по трем стандартным схемам:

  • 1 – Сигнал не несет существенной для организма информации. В этом случае возникает первичный и вторичный ответы ЦНС, не реализующиеся эффекторной реакцией;
  • 2 – Сигнал значим, но хорошо известен. Реакция формируется по типу подсознательного ответа с привлечением закрепленной поведенческой базы;
  • 3 – Сигнал значим, но нет стандартного решения. В этом случае идет его активный сознательный поиск и происходить сознательное действие. При закреплении этой реакции действие может переходить на уровень подсознательного.

Навык переходит на подсознательный уровень после многократной проверки путем осознанных действий с использованием всех ресурсов сознания.

Это процесс весьма длительный и сложный. С развитием наук о человеке появилось значительное количество психологических техник, инструментальных и химических технологий, позволяющих в него вторгаться, что является весьма опасным ( навязанные формы по- ведения).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)