Современные представления о составе финансовой системы в экономической литературе

В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «финансовая система».

Под термином «финансовая система» понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе. Еще этот термин в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативных правовых актах иногда употребляется для обозначения совокупности финансовых учреждений в стране, совокупности финансовых рынков и их институтов.

Таким образом, существуют следующие подходы к определению финансовой системы:

  • как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);
  • совокупности финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);
  • совокупности финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще используется в отечественной литературе, в большинстве современных учебников по финансам; в зарубежной литературе преобладает институциональный подход, когда финансовая система определяется как совокупность финансовых рынков и их инструментов.

Анализ разных подходов и влияние научных школ при определении и использовании термина «финансовая система» приведены в статье Н.С. Шмиголь «Современные пред- ставления о финансовой системе в экономической литературе».

В нормативных правовых актах Российской Федерации термин «финансовая система» употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка.

Например, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации», в котором Президент поручает Правительству обеспечить разработку по- рядка реструктуризации государственных краткосрочных обязательств.

В 2008 году принимается «антикризисный» Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», в котором Внешэкономбанку разрешается предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте, пред- назначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных от иностранных организаций и т.п.

Употребляя термин «финансовая система» в разных значениях, необходимо понимать и различать соответствующие области его применения. Для понимания закономерностей функционирования финансов, усвоения их роли и значения в обществе, конечно, важно рассмотрение финансовой системы как совокупности финансовых отношений. Совокупность финансовых учреждений, представляющих аппарат управления движением финансовых ресурсов, также не останется без внимания в настоящем учебнике и будет рассмотрена в теме «Организационно-правовые основы управления финансами».

При рассмотрении финансовой системы как совокупности финансовых отношений, несмотря на относительное единообразие подходов к выделению отдельных сфер и звеньев, среди ученых также имеются разногласия как по вопросам определения, названия тех или иных сфер и звеньев финансовой системы, так и по вопросу включения дополнительных элементов в состав финансовой системы.

Так, в учебнике «Финансы» под редакцией В.В. Ковалева сферами финансовой системы называются:

  • централизованные финансы (государственные и муниципальные);
  • децентрализованные финансы (финансы домохозяйств и организаций).

Такого же подхода придерживаются авторы учебника под редакцией Г.Б. Поляка, выделяя:

  • «централизованные финансы (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды и территориальные финансы);
  • децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций и финансы домохозяйств».

Термины «централизация», «централизованные финансы», «централизованный фонд» употреблялись в период административно-командной системы управления экономикой, тогда такой подход был вполне оправдан. В то время существовал единый Государственный бюджет СССР как единый фонд, утверждаемый в форме закона. Под централизацией понимался процесс изъятия финансовых ресурсов у предприятий, учреждений и организаций (так называли в то время организации) в бюджет.

После образования Российской Федерации как федеративного государства и при признании самостоятельности местного самоуправления одним из важных принципов построения бюджетной системы является самостоятельность бюджетов каждого уровня (федерального, региональных и местных). В этих условиях не совсем правомерно говорить о централизации применительно к процессам перераспределения финансовых ресурсов, местные бюджеты относить к централизованным финансам, а сферу государственных и муниципальных финансов называть «централизованными» финансами.

Подробный анализ современных подходов к выделению отдельных элементов и их определению (названию) различными авторами был сделан Е.А. Ермаковой в статье «Государственные финансы в финансовой системе России».

Дискуссионные вопросы о финансах домохозяйств

Наиболее обсуждаемым среди спорных вопросов состава финансовой системы на протяжении последних лет являлся вопрос о выделении отдельной части финансовой системы — финансов домохозяйств. Несмотря на то что домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной экономикой, в российских учебниках этот термин появился не сразу.

Это объясняется тем, что в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лишены права на предпринимательскую деятельность, доходы граждан были представлены лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен государством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя ученые-экономисты не обходили своим вниманием изучения роли финансов в формировании доходов населения.

Постепенно в экономической литературе авторы начинают рассматривать эту часть финансовой системы, появляются термины «финансы населения», «личные финансы», «финансы граждан», «финансы домашних хозяйств». Если абстрагироваться от редакционных различий, то общим их утверждением являлось то, что финансы домохозяйств — это особая область финансовых отношений, связанных с формированием и использованием личных доходов, полученных от трудовой, хозяйственной и иных видов деятельности.

Аргументируя свою позицию о необходимости выделения финансов домохозяйств в качестве самостоятельного звена финансовой системы страны, сторонники этой точки зрения подчеркивают важную роль домохозяйств в производстве и потреблении валового внутреннего продукта, особенно когда речь идет о странах с развитой рыночной экономикой. Постепенно и авторы российских учебников стали выделять финансы домохозяйств как отдельную сферу (или звено) финансовой системы.

В настоящее время финансы домохозяйств выделяют авторы учебников «Финансы» под редакцией С. И. Лушина, «Финансы» под редакцией В. В. Ковалева и другие.

Стоит отметить важность изучения этой части финансовой системы, которая имеет не только общетеоретическое значение для финансовой науки, но и продиктована практикой.

К сожалению, отсутствие серьезных исследований в этой области на протяжении десятилетий привело к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками финансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации финансовых отношений домашних хозяйств. Только грамотный в финансовом отношении гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, использовать все возможности налогового планирования, суметь выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями, понять проводимую государством политику софинансирования пенсионных накоплений и т.п.

Финансовая система и финансовый рынок

Часть экономистов выделяет в составе финансовой системы в качестве отдельного звена финансовый (а в некоторых учебниках — фондовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансовый рынок — специфическая область экономических отношений, где происходит купля- продажа финансовых ресурсов, авторы, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке.

Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимости, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного перераспределения финансовых ресурсов.

Соглашаясь с тем, что финансовый рынок действительно играет важную роль в условиях рыночной экономики, стоит отметить, что даже очень значимая роль любого экономического инструмента не может служить основанием для его обособления в составе отдельной части системы, построенной на иных, чем этот инструмент, критериях классификации. Так, в составе финансовой системы не выделяются налоги в качестве составного элемента, хотя никто не отрицает исключительную важность налогов для функционирования финансовой системы.

Все граждане и организации являются плательщиками налогов, а налоговые доходы являются основными видами доходов бюджетов всех уровней. Если все авторы современных публикаций согласны с тем, что совокупность финансовых отношений в обществе должна классифицироваться в соответствии с ролью субъектов этих отношений в общественном производстве, и на этой основе выделяют сферы финансовой системы, то в этой структуре финансовой системы представляется не совсем обоснованным рассматривать финансовый рынок в качестве отдельного звена.

Сделки на финансовом рынке совершают те же самые субъекты (организации, граждане, государство), которые своими финансовыми отношениями, в том числе складывающимися на финансовом рынке, уже вошли в состав финансовой системы страны. Вот почему, на наш взгляд, выделение финансового рынка в самостоятельное структурное подразделение финансовой системы страны является искусственным и ведет к дублированию тех отношений, которые уже включены в состав ее сфер.

Финансы финансовых посредников

Во многих современных учебниках помимо традиционных финансов коммерческих и некоммерческих организаций (финансов хозяйствующих субъектов, частнохозяйственных финансов, децентрализованных финансов) авторы выделяют финансы финансовых посредников в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе. Функционирование финансовых рынков в настоящее время невозможно без финансовых посредников (или финансовых институтов) — кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др.

Учитывая, что деятельность финансовых посредников связана с покупкой и продажей особого товара — финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в финансовой системе. Не отрицая важность и значимость деятельности этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфику их функционирования, следует от- метить, что финансы финансовых посредников уже были включены в состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций.

Например, кредитные организации являются прежде всего коммерческими организациями и выполняют помимо специфических операций в качестве финансового посредника (расчетно-кассовых, депозитных, ссудных, учетных) все те же операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизационных отчислений и др.).

Страховые организации также могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Поэтому, несмотря на особую роль этих организаций в качестве финансовых посредников и значимость их деятельности для финансовой системы, вряд ли стоит повторно включать их финансовые отношения в качестве отдельного звена финансовой системы.

Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или централизованных финансов) выделяют в качестве самостоятельного звена государственный и муниципальный кредит, к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов.

Выделение этого звена в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъектов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципальных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе.

Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспечении сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджетного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечения рефинансирования долга и др. И средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли целесообразно нарушать логику и структуру сферы государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.

В современной экономической литературе имеются и другие достаточно спорные утверждения о составе и структуре финансовой системы. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения понятия «финансовая система» и ее составных частей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)