Социологические и экономические факторы

Социологические факторы оказывают влияние на поведение потребителя, представлены такими факторами.

Общественное мнение – это проявление общественного сознания, выражающееся в массовых оценках социальными группами актуальных проблем, оказывает заметное влияние не только на поведение потребителей образовательных услуг, но и на членов их семей, друзей, коллег и др. – на всех, кто может оказать воздействие на выбор потребителя.

Личностные качества – неотъемлемая часть социологии личности, характеризуют внешний образ потребителя образовательных услуг. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных учебных и профессиональных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

Мораль – особая форма общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. Мораль бывает государственная, общественная, религиозная, групповая и личная. Различные виды морали так или иначе влияют на поведение потребителей образовательных услуг.

Нартнерство – важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены по взаимодействию. Различают следующие формы партнерства: деловое, дружеское, по увлечениям, семейное, сексуальное.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Различают межличностное и личностное, вербальное и невербальное общение.

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющего свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Конфликты бывают межличностные, личностные, ролевые, деловые и семейные. В любой деятельности конфликты возникают неизбежно, поэтому при их возникновении образовательному учреждению необходимо правильно выбрать методику их разрешения.

Интересно
Экономические факторы относятся к факторам макросреды образования, но в силу их значительного влияния на поведение потребителей образовательных услуг выделены нами в отдельную группу. К этим факторам относятся государственное финансирование, стоимость образовательных услуг, оплата труда потребителя и/или членов его семьи по всем источникам, налоговая система страны, возможность получения банковского кредита на образование, состояние рынка трудовых ресурсов, льготы и гранты образовательных учреждений и фондов.

Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие, средние и малые социальные группы. Непосредственное влияние на поведение потребителей образовательных услуг оказывают члены малых групп: родители и родственники, друзья и знакомые, директор и преподаватели школы, ПТУ (для учащихся–потребителей), администрация и трудовой коллектив предприятия (для работающих–потребителей образовательных услуг).

Потребности в отношении образования тесно взаимосвязаны с остальными потребностями личности, и образование может получаться для физического выживания личности, для защищенности в будущем, с целью иметь возможность принадлежать к определенной социальной группе, быть признанным и уважаемым, для самореализации и наращивания самоценности личности. Данные потребности проявляются начиная с низшей и заканчивая самой наивысшей потребностью, свойственной только наиболее развитым членам общества.

К факторам макросреды образования, оказывающим влияние на поведение потребителя образовательной услуги, относятся различные политико–правовые, экономические, демографические, природно–географические, национальные, социально–культурные и научно–технические факторы. Эти факторы могут иметь различное значение на разных стадиях процесса принятия решения о получении образования.

Микросреда образовательного учреждения является фактором, оказывающим заметное влияние на выбор образовательного учреждения.
К факторам микросреды образовательного учреждения относятся учредители и попечители, преподаватели и сотрудники, студенты, родственники и выпускники, имидж образовательного учреждения в глазах общественности, местоположение вуза, его материально–техническая база, применяемые технологии обучения, перечень предлагаемых направлений и специальностей обучения, а также культура и спорт.

Критерии оценки качества образования характеризуются такими факторами, как квалификация профессорско–преподавательского состава (ППС), учебно–методические комплексы, библиотечный фонд и информационная система, осуществляемая научно–исследовательская работа, технологии обучения, технические средства обучения, внутривузовская система контроля качества, востребованность выпускников.

Методы продвижения образовательных услуг – рекламы, стимулирование продаж, связи с общественностью, прямой маркетинг, разработка фирменного стиля, ярмарочная и выставочная деятельность, сотрудничество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)