Социальное и гуманитарное знание

Вопрос о соотношении человека и общества – один из основных вопросов, поставленных в развитии науки и цивилизации. В разное время ответ на него зависел от доминирующих тенденций философского осмысления мира.

Общественная мысль усваивала нужды человека в разных степенях свободы: то он «раб», то он «работник», то «царь» и «господин». В каждом случае гуманитарное знание о человеке уживалось с его социальным предназначением в выполнении социальных ролей «раба», «господина».

Проблема демаркации (лат. demarcatio – разграничение) заключается в поиске значимых отличий социального от гуманитарного знания. Но значимые отличия, на первый взгляд, отсутствуют: человек включен в общество и через изучение общества получается новое знание о человеке.

Любое знание о продуктах жизнедеятельности человека есть знание о нем самом.

Однако человек может изолировать себя от общества сознательно (одиночество) или принудительно (заключение в тюрьму). Граница, разграничивающая общество и человека, условная.

Она обозначается в научном, философском, художественном дискурсах при открытии тех или иных смыслов.

Человек на протяжении XIX и начала ХХ столетия испытывал на своей жизни последствия технического прогресса от примитивно-промышленной эксплуатации человеческого ресурса до военно-технологической экспансии человеческой судьбы в лишениях войн и революций.

Интересно
Под тяготами военных сражений, политических распрей, подлинных и мнимых побед, при возрастании голоса массы, толпы человеческие судьбы и познание человеком мира утопают в познании «социального действия», порождающего социальное знание.

Голос «большинства» более слышен, чем голос одного страдающего человека, потому социальное знание в XX в. признается более значимым, чем гуманитарное.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)