Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка

К проблеме социально-педагогических условий относится вопрос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожден­ную глухоту (т.е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок пло­хо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда дни видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращенной к нему речи. Та­кое запоздалое опознание имеющегося у ребенка нарушения свидетельствует о том, что весь предшествующий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказы­вать.

Далее, когда родители узнают от специалистов-отоларингологов и аудио­логов, что их ребенок имеет нарушение слуха, то наиболее разумные из них либо находят специальное детское учреждение для него (ясли-сад для детей с нарушениями слуха) и туда помещают своего ребенка, либо начинают зани­маться со специалистом-сурдопедагогом, который учит родителей, как вести себя с ребенком, и сам проводит с ним занятия.

К сожалению, часты случаи, когда родители, не желая смириться с тем, что ребенок – глухой или слабослы­шащий, направляют всю свою энергию на поиски людей, которые берутся лечить слух. Это ведет к тому, что год-два, а иногда даже вплоть до школьного возраста ребенка родители ищут способы избавить его от слухового наруше­ния и лишают его способов воспитания и обучения, разработанных сурдо­педагогикой и направленных на компенсаторное психическое развитие детей с нарушениями слуха.

Чем больше времени ребенок находится без сурдопедагогической помощи, тем больше возрастает его социально-педагогическая запущенность и усугуб­ляются особенности его психофизического развития.

Особый вариант социально-педагогических условий возникает, если ребе­нок с нарушением слуха родится в семье глухих или слабослышащих роди­телей. В большей части таких случаев родители рано распознают, что их ребе­нок плохо слышит, и, принимая этот факт, свои усилия, в меру возможностей, направляют на его воспитание. Конечно, и среди слышащих родителей находятся такие, которые очень рано замечают нарушение слуха у своего ребенка и стараются обеспечить его полноценное психофизическое развитие всеми доступными им способами, обращаясь к специалистам – сурдологам и принимая их помощь.

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от Детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, ко­торыми изобилует улица, На него воздействуют в малой степени, а у слыша­щих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.

Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ори­ентирующих его в обстановке ближайшего окружения. Ребенок слышит прибли­жающиеся шаги матери, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начинает различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать, о ка­ких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматри­вает свое ближайшее окружение, но и ослушвает его (И. М. Соловьев). Зву­чащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их получше.

В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так называемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приобретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении ка­ких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдельные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9–10 мес. ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращен­ные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка.

В 3–4 мес. он гулит, в 6–7 мес. у него появляется лепет, к 1 году – первые сознательно произнесенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в ре­зультате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В последующие годы происходит услож­нение форм высказываний, обогащение и уточнение словаря, усложнение и со­вершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение произношения отдельных звуков речи.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало забо­тятся о психическом развитии глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только пото­му, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняет­ся его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими пред­метами, и он не смотрит на них, т.е. не воспринимает их зрительно.

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, мо­жет быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зави­сит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радост­но реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками.

Так ведут себя с ребенком родители, которые поняли сами (или им объ­яснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать ребенка и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется комплекс оживления. Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызы­вают.

Для психического развития глухого ребенка на первом году жизни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеждой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предметами. Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятель­ные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слышащим ребенком они обязательно общаются с ним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребен­ка.

При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произносят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребен­ка к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.
Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10–14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи свое­ го дома.

Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взросло­му, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовы­вающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные дей­ствия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность, как он овладевает умениями самообслуживания (одевание, еда, туалет, умывание и т. п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными пред­метами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразна и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически. На втором, третьем году и более старшем возрасте очень важно, что­бы ребенок занимало конструктивной деятельностью (создавал различные по­стройки из различных материалов) и рисованием.

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребе­нок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельно­сти, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отлича­ется от слышащих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к до­статочно широкому кругу предметов и явлений.

Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе­дагогическая работа специалистами-сурдологами, которая предполагает разви­тие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящего слухово­го аппарата и другой звукоиздаюшей аппаратуры, формирование комплексного – слухового, зрительного, тактильно-вибрационного – восприятия устной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для обще­ния и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но созначи­тельными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом со­ставе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает же­стовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте суще­ственно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с 2–3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учре­ждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической дея­тельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкаль­ного слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушени­ями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)