Социально-исторические предпосылки коммуникативной деятельности
Принятый в теории журналистики термин дожурналистские явления включает в себя первичные виды профессиональной информационной деятельности в эпоху индивидуальной коммуникации, создавшие предпосылки для формирования впоследствии массово-информационной деятельности.
Осуществляемая до технологических и социальных предпосылок возникновения системы средств массовой информации, пражурналистская деятельность являлась основой тенденции качественного перехода информации типа «из уст в уста», то есть передачи от индивидуального коммуникатора к индивидуальному коммуниканту, к информации типа «для всех», то есть для аудитории.
Мифология с ее синкретической сущностью, отображает первичные представления об информационном процессе и в общих чертах обозначает его функции. Первичное целостное знание о мире во многих мифологических срезах воплощено в неких изотерических формах – от папируса бога Тота в египетской мифологии до христианских скрижалей.
Подобное же воплощение информационной деятельности можно найти в греко-римской мифологии, в которой роль всезнающего вестника отводится богу Гермесу (Меркурию). Весть, новость, сообщение становится, таким образом, самостоятельным видом информации, существенно отличающимся от любого иного. И на самом первичном уровне деятельность по ее распространению явственно обособляется. По всей вероятности мифологическая трактовка свидетельствует и о реальном процессе социальной дифференциации общества и значение вестника – то есть носителя сообщения становится отличной от прочих.
Само иерархическое распределение – вестник, как обязательный элемент верховной власти (божества) – задает структуру формирования и направленность коммуникативного процесса. Принципиально, информационная деятельность – производное от социального становления, то есть проявления системы в построении общества.
К этому же периоду следует отнести и возникновение социогенной модели массовой коммуникации, которая предусматривает первичный сбор сведений (информации) о происходящем в массе, последующее аналитическое осмысление целеустановку по ее использованию и структуризацию, перекодировку в общедоступной форме и процесс массового распространения. Так, единожды возникнув, потребность и необходимость в знании о происходящем породила и способы ее реализации – то есть вид деятельности.
Находятся те, кто рассказывает о мире, о людях, о том, что происходит вокруг с упоением истинного таланта. Глашатаи, вестники, курьеры, а позже ораторы и историки начали нести сведения и идеи в общественные массы. Период, когда знание о происходящем приобретает не только характер желаемого, но и черты необходимого – время становления профессии журналиста.
Гигантские расстояния и пределы государств не могут быть совместимы с жесточайшей дисциплиной, необходимой для выживания. Не смена оружия и тактики боя, но единство разрозненных племен становится залогом могущества первых государств. И вот уже не желание, а необходимость подгоняет речистых и беспредельно смелых гонцов, летящих во все концы Месопотамии и Египта, Индии и Китая с изустной вестью о воле властителя, настроении в столице, намерениях врагов или папирусом, куском выделанной кожи, глиняной табличкой.
Когда идея становится движущей силой социальных процессов, характерной черты развитого общества в значительной степени возрастает роль людей, несущих в массы информацию тактического, нормативного характера. Возрастает роль анализа и убеждения, появляются предпосылки возникновения пропаганды.
Цицерон и Демосфен, Геродот и Платон, Плутарх и Плиний – становятся властителями умов и проводниками, носителями идей – то есть целеполагающей информации. Рождается и оттачивается ораторское искусство – предтеча журналистского мастерства. Умение закодировать информацию по признаку прагматической адекватности – утилитарной действенности и политической эффективности становится формализованным и, следовательно, приобретает черты профессии.
Возникновение системы средств массовой коммуникации стало естественным следствием целого комплекса общественных, социальных и индивидуальных мотиваций потребности в знании об окружающем мире, происходящих в нем событиях и реализации всечеловеческих интеграционных тенденций и столь же естественно привело к формированию системы средств массовой информации, как производной структуры, реализующей данную потребность.
Целеполагающий характер потребности привел к определению функциональных характеристик системы, которые в свою очередь инициировали прогрессивное стимулирование в области технологии.
- Регулируемость информационных каналов
- Социокультурные последствия информационной революции
- Управление информационными процессами
- Влияние информационных структур на развитие общества
- Интегративные процессы коммуникации
- Синергетика и развитие информационных структур
- Самоорганизация информационных структур
- Глобализация информационных процессов
- Структура и генезис глобальной коммуникации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу