Социальная система

Важной сферой жизни человека является социальная сфера, основанная на отношениях между различными социальными и возрастными группами людей. К социальной сфере относятся такие социальные институты, как воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др. Некоторые социальные отношения описаны в Конституции Российской Федерации, в главе «Права и свободы человека и гражданина».

Паспорт гражданина Российской Федерации получают по достижении возраста 14 лет, при этом самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности гражданин имеет право с 18 лет.

В России мужчина и женщина, в соответствии с Конституцией, имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. В Российской Федерации признаётся идеологическое и политическое многообразие. Законом Российской Федерации охраняется право частной собственности, каждый человек может владеть имуществом и землёй, передавать свою собственность по наследству.

Каждый человек имеет право на жизнь, на жилище, на труд, на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является защита Отечества. На военную службу в обязательном порядке призывают молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. Служба проходит в Вооружённых силах Российской Федерации и в других войсках. Срок службы в армии в настоящее время составляет 12 месяцев.

Семья, воспитание. В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделённая семья, в которую входили одна или несколько супружеских пар и другие их родственники: родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, тёти и дяди, племянники. Наряду с большими всегда существовали и малые семьи, состоявшие из супружеской пары с детьми или без детей.

На протяжении второй половины ХХ века увеличивалась доля самых маленьких семей, состоящих из двух человек. Доля семей с пятью и более членами становилась всё меньше. Большинство семей были средними – состояли из трёх-четырёх человек (супружеская пара и 1–2 ребёнка).

В наши дни российская семья обычно состоит из двух супругов (с детьми или без детей); существуют семьи, в которых вместе с супружеской парой и её детьми живёт один из родителей одного из супругов; есть семьи, состоящие из одного из родителей и детей. Если в семье воспитывается трое и более несовершеннолетних детей (до 16 лет), такая семья называется многодетной.

Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI–XVII веках русские женились очень рано, жениху могло быть 12–13 лет. По- степенно возраст вступления в брак повышался. Так, Пётр I указом 1714 года запретил дворянам жениться, не достигнув 20 лет, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 год) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет. Ещё в начале XX века брачность в России оставалась достаточно ранней: более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет. Средний возраст современной невесты при регистрации первого брака 22–23 года.

На рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей: к воз- расту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины. В дореволюционной России почти не было разводов, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Церковь рассматривала развод как тягчайший грех и разрешала его только в особых случаях. В ХХ веке процент разводов и повторных браков постепенно возрастал.

В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу – способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Положение женщины в большой семье было очень тяжёлым: она не только зависела от мужа, но оказывалась также в зависимости от свёкра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. В современной семье женщина равноправна с мужчиной. Существуют семьи, в которых женщина зарабатывает деньги, а мужчина занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.

Детям в русской семье всегда уделялось большое внимание. Дети воспринимались как основное богатство семьи, материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом её жизни. Рождение детей воспринималось как дарованная Богом милость и в то же время осмыслялось как тяжёлая работа.

Главным событием с появлением новорождённого в семье считалось крещение ребенка в православной церкви. По обряду крещения ребёнок получал имя. Крещение ребёнка проводилось в присутствии восприемников – крёстных родителей. В современных семьях также нередко крестят детей в церкви.

Первый период жизни ребёнка у русских назывался «младенчество» и длился до исполнения ему семи-восьми лет. В период от 1–2 лет до 6–7 лет уход за ребёнком со стороны матери и бабушки был минимальный, отец тоже почти не вмешивался в его жизнь. Считалось, что малыш сам может сказать всё, что ему нужно, и угадывать каждое его желание не требуется.

Ребёнку предоставлялась полная свобода действий, слабо контролируемая взрослыми. В зимнее время малыши сидели по избам, почти не бывая на улице, проводя время на печке со старым дедом или бабушкой, слушали их сказки, бродили по избе за матерью или отцом, играли со старшими братьями и сёстрами. Летнее время малыш от восхода до заката проводил на улице со старшими братьями и сёстрами. Домой ребёнок прибегал, чтобы поесть, и снова убегал на улицу, где играл со своими ровесниками.

В современном обществе для воспитания детей в возрасте от 2 до 6 лет, для обучения их общению со сверстниками, подготовки к школе, а также для решения проблемы занятости родителей существуют детские сады – образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Место в детском саду предоставляется государством за небольшую плату.

Существуют и частные детские сады. Кроме того, для развития творческих способностей дети имеют возможность посещать различные учреждения, которые называются «Дом творчества» или «Дворец творчества» (в советское время «Дом пионе- ров», «Дворец пионеров»), где в различных кружках дети учатся рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т. п.

С восьмилетнего возраста начинался период отрочества, который продолжался до пятнадцати-семнадцати лет. К семи-восьми годам ребёнок превращался в существо, готовое знать всё, что должен знать русский человек. Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и умения.

Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребёнке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. Они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье. Одной из основных задач, которая ставилась обществом перед родителями, была задача постепенного введения его в религиозно-обрядовую жизнь.

Детей приобщали к религии с помощью чтения псалтыря, молитвенников, рассказывая им христианские предания, знакомили с житиями особо почитаемых в той местности святых, обучали детей духовным стихам. Подростки постепенно вовлекались в об- рядовую жизнь деревни. Отрочество заканчивалось для девочек к пятнадцати- шестнадцати годам, для мальчиков – к семнадцати-восемнадцати. Время беззаботного детства заканчивалось, и начиналась другая полоса жизни.

Образование. В соответствии с Конституцией дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях для граждан России является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование является обязательным, родители должны обеспечить своим детям получение такого образования.

Среднее образование делится на несколько этапов. Дети идут в школу в 6–7 лет и учатся в начальной школе 4 года. 5–9 классы – среднее звено. В конце 9 класса ученики сдают экзамены и получают аттестат о неполном среднем образовании. По результатам успеваемости и в зависимости от желания дети или продолжают учиться в школе (10–11 классы – старшее звено), или переходят в систему профессионального среднего образования. В колледжах, техникумах, училищах можно одно- временно продолжать осваивать программу общеобразовательных предметов сред- ней школы и получить профессию.

После окончания курса средней школы учащиеся сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ (единый государственный экзамен). Два экзамена – математика и русский язык – являются обязательными, остальные экзамены ученики выбирают сами в зависимости от того, чем они планируют заниматься дальше. Если выпускник не хочет учиться дальше, он может не выбирать дополнительные экзамены.

Если же выпускник планирует поступать в какой-либо вуз (высшее учебное заведение) Рос- сии, он выбирает необходимые экзамены, т. к. они являются одновременно выпускными и вступительными. После экзаменов выпускники получают аттестат о среднем образовании, который даёт им право продолжить обучение в системе высшего профессионального образования.

По российскому закону об обязательном среднем образовании обучение в школах проводится бесплатно. В настоящее время наряду с бесплатными государственными школами появились частные школы, где обучение платное и довольно дорогое. В каждом городе есть так называемые «простые» и «специальные» школы.

В «специальных» школах ведётся углублённое изучение отдельных дисциплин, на- пример, «Иностранный язык» или «Математика». В последнее время многие такие «специальные» школы получили статус лицея или гимназии. В России гимназия или лицей – это не особая, как в некоторых странах, ступень образования, а разновидность школы с высоким уровнем подготовки.

Высшее образование в России традиционно имеет высокий уровень, многие российские вузы занимают почётные места в международных рейтингах. В последние годы в связи с Болонским процессом обучение во всех вузах осуществляется на двухуровневой основе: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). Специалитет (5 лет обучения) сохранился только по некоторым направлениям. Третий уровень образования (послевузовское образование) – аспирантура (нормативный срок обучения 3 года).

Первое высшее образование в России можно получить бесплатно по большинству направлений подготовки, сдав необходимые экзамены на высокие баллы, поступив на бюджетное место. Во многих вузах введено коммерческое обучение на внебюджетных местах.

Студенты, обучающиеся на бюджетной основе и сдающие экзаменационную сессию без троек, в течение семестра получают государственную стипендию. Второе высшее образование всегда осуществляется на коммерческой основе. Существует также система дополнительного образования и система переподготовки специалистов.

Система здравоохранения. Каждый россиянин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам России бесплатно на основании полиса обязательного медицинского страхования.

Медицинское обслуживание населения осуществляется в некоммерческих и коммерческих лечебных учреждениях: в больницах (районных, городских, областных), специализированных больницах (психиатрических, инфекционных и т. п.), в поликлиниках, диспансерах, санаториях. Данные учреждения оказывают амбулаторную, стационарную и диагностическую медицинскую помощь.

Существует также скорая медицинская помощь («скорая помощь»): в случае когда человек не может сам пойти в поликлинику (тяжёлое состояние, ночное время), звонят по телефону 03 (с мобильного – 030), и со станции скорой медицинской помощи приезжает автомобиль с медицинской бригадой, оказывает срочную помощь и, при необходимости, увозит больного в больницу.

Социальное обеспечение. Конституция гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т. п.

В случае если работающий человек временно не может трудиться в связи бо- лезнью, он получает страховое пособие по временной нетрудоспособности на осно- вании больничного листа (листка временной нетрудоспособности). Социальное страхование работников является обязанностью всех работодателей.

Кроме пособия по временной нетрудоспособности государство, в лице Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивает гражданам в период отсутствия у них заработка или для оказания им дополнительной материальной по- мощи следующие основные виды социальных пособий: пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребёнка, пособие по уходу за ребёнком, пособие на погребение, пособие по безработице, социальные выплаты для ухода за детьми- инвалидами и т. п.

Ещё одной формой социального обеспечения в России является пенсия – регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства при достижении определённого (пенсионного) возраста (пенсия по старости), при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

В России пенсионный возраст составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В последнее время в правительстве обсуждается возможность повышения пенсионного возраста.
Для предоставления социальных услуг различным социально уязвимым группам населения (гражданам пожилого возраста, инвалидам и т. п.) в России существуют различные социальные службы.

Социальные службы могут создаваться государственными органами власти, органами социальной защиты, общественными, религиозными организациями, а также частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Существуют такие социальные службы, как:

  • центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • центры медико-социальной реабилитации инвалидов;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого- педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные жилые дома для одиноких престарелых;
  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
  • геронтологические центры и т. п.

Во всех таких службах оказывается материальная и психологическая помощь людям, не способным самостоятельно заботиться о себе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)