Памятники архитектуры

Некоторые архитектурные и историко-культурные достопримечательности и памятники на территории Российской Федерации внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе погост Кижи, исторические памятники Новгорода, историко-культурный комплекс Соловецких островов, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской Земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Церковь

Вознесения в Коломенском. Множество памятников архитектуры России сосредоточено в её столицах: Московский Кремль и Красная площадь, уникальный собор Василия Блаженного, торжественный храм Христа Спасителя, комплексы Свято-Данилова и Новодевичьего монастырей, Арбат и Бульварное кольцо, а также уникальные архитектурные комплексы дворцов и соборов (Зимний Дворец, Дворцовая площадь, Казанский собор, Смольный монастырь, Храм Спаса на Крови, Александро-Невская лавра), панорама Невского проспекта в Санкт-Петербурге (а также Кронштадт и царские резиденции в Пушкине, Петергофе, Гатчине и Павловске).

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший православный мужской монастырь в центре города Сергиев Посад Московской области – основана Сергием Радонежским в середине XIV века. Над иконостасом главного собора Лавры работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

Троице-Сергиева Лавра сыграла важную роль в истории страны: благодаря авторитету Сергия Радонежского Троицкая обитель долгое время была духовным центром Московской Руси; Лавра выдержала шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов; во время Стрелецкого бунта служила убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. Главную святыню обители составляет собор Святой Троицы, построенный в 1422 году над гробом Сергия Радонежского.

Храм (Собор) Василия Блаженного (Собор Покрова Божией Матери на Рву) (Москва) – выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в сере- дине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства. Этот собор поражает оригинальностью своих форм.

Главную церковь с большим шатрообразным покрытием окружают восьмиугольником церкви меньше- го размера, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Все эти церкви объединены внутренней галереей. Отдельные церкви храма названы именами святых, дни почитания которых совпали с той или иной победой русского оружия. Перед храмом размещается бронзовый памятник Минину и Пожарскому.

Храм Христа Спасителя (Москва) – главный христианский храм России, с очень тяжёлой судьбой и непростой историей. 25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг.

Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, посчитал проект Витберга неудачным. В 1832 году был принят новый проект храма Христа Спасителя. Его автором стал архитектор К.А. Тон. Новое место для храма выбирал лично император Николай I. Средства на постройку храма собирались во всех церквях России; была выделена огромная сумма из казны. На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 50 лет.

Торжественное открытие храма состоялось 26 мая 1883 года, в год коронации Александра III, в присутствии всей императорской семьи. В советское время величественный храм Христа Спасителя вызывал раздражение правительства, не соответствовал государственной идеологии. По распоряжению И. Сталина храм был взорван 5 декабря 1931 года. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов – гигантскую башню, увенчанную статуей В.И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной.

В 1989 году было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был, и в 1990 году был установлен закладной камень. Строительство шло намного быстрее, чем в прежние времена. Уже в декабре 2000 года все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. После восстановления храм Христа Спасителя был сделан кафедральным собором митрополита Московского, и главные праздничные службы проводятся в нём.

Новодевичий монастырь – православный женский монастырь русской церкви в Москве, основанный князем Василием III в 1524 году. Удивительно красивый монастырь представляет собой великолепный архитектурный ансамбль: крепостные стены, возведённые в XVII веке; Смоленский собор, построенный в 1525 году; трапезная, колокольня (строения конца XVII века); жилые, хозяйственные и церковные постройки на территории монастыря. В настоящее время у стен монастыря находится мемориальное кладбище, где покоится прах великих деятелей русской культуры: писателей, артистов, общественных деятелей, учёных.

Погост Кижи – часть музея-заповедника на острове Кижи (Онежское озеро, Карелия). Погост Кижи состоит из двух деревянных церквей и восьмиугольной колокольни XVIII века. Настоящим драгоценным камнем комплекса является 22- купольная церковь Преображения господня, построенная без фундамента и без единого гвоздя. Рядом с церковью Преображения пристроена Покровская церковь с девятью куполами.

Церкви на острове Кижи являются памятниками русской деревянной архитектуры. Русь долгие годы была деревянной страной: языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Украшения – деревянные кружева – отличаются неистощимой выдумкой, мастерским исполнением.

Яркую страницу истории русского зодчества составляет деревянная архитектура Томска. Деревянное кружево томских «теремов» – один из символов Томска, его отличительная черта. Сама история города начиналась с деревянного зодчества. Пластичный и доступный лес стал излюбленным материалом первых томских зодчих. Со временем сплав гения народных умельцев и таланта известных архитекторов, приезжавших в город, породил удивительный феномен деревянной архитектуры Томска.

Наиболее известными памятниками деревянного зодчества в Томске являются особняк купца Георгия Голованова по ул. Красноармейской, 71 (1904 год), особняк и Доходный дом инженера-архитектора Станислава Хомича по ул. Белинского, 19 (1904 год), дом с «жар-птицами» по ул. Красноармейской, 67а (1896 год), дом «с драконами» по ул. Красноармейской, 68 (1914 год), деревянные церкви.

В ХХ веке творения томских мастеров были признаны национальным достоянием России. Деревянные сказы «томских кружев» вошли в сокровищницу мировой культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)