Составные элементы стратегии

Стратегия включает в себя несколько элементов:

  • во-первых, систему целей (миссия, общеорганизационные и специфические цели);
  • во-вторых, приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов.

Ресурсы можно, например, направлять на решение наиболее важных для организации проблем (в первый период жизненного цикла или критические моменты); выделять пропорционально потребностям, а в идеале в полном соответствии с ними; предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности.

Также стратегия предполагает обязательное соблюдение правила осуществления управленческих действий, например, оценки работы, регламентации внутренних отношений, выполнения различных специальных операций.

В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент как внутри организации, так и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в ее концепцию не укладываются.

Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, можно ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости позволяющие решать те или иные проблемы.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них – генеральная, отражающая способы осуществления ее миссии. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например, стратегия банкротства.

Основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей (стратегия маркетинга, стратегия производства стратегия НИОКР, финансовая стратегия и пр.).

По мнению одного из ведущих западных исследователей данной проблематики Б. Карлоффа, специфику стратегии организации придают следующие факторы:

  • миссия, отражающая существующие приоритеты и потребности общества, при изменении которых стратегия должна корректироваться;
  • характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания;
  • организационные факторы (внутренняя структура фирмы и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации);
  • материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы, определяющие масштабы возможных инвестиций в будущие проекты;
  • потенциал развития организации (возможности, сила), совершенствования ее деятельности и расширения масштабов;
  • культура управления, организации, общения, уровень предприимчивости и компетентности руководства, внутренний климат в коллективе.

Кроме этого, на стратегию влияет также степень рискованности деятельности, уровень квалификаций кадров, зависимость организации от внешней среды и ранее принятых на себя обязательств. Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)