Соотношение естественно – научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании

Сложность явлений, изучаемых психологией, неизбежно порождает многообразие подходов к изучению психологической реальности.

Эти подхо­ды имеют различные идеалы научности в своей основе. Некоторые авторы говорят о том, что в пси­хологии существуют несколько парадигм научного исследования, по крайней мере, две — естественно – научная и гуманитарная.

При этом нынешний мо­мент в развитии науки характеризуется как «борьба естественно – научной и гуманитарной парадигм».

Слово «парадигма» используется здесь для обозна­чения определенной модели научного исследова­ния или подхода к изучению объекта. Чтобы не вно­сить терминологическую путаницу, откажемся от употребления термина «парадигма» в этом значе­нии.

Более удачно, на наш взгляд (и в терминологи­ческом и в содержательном аспектах), проблема ре­шена в работе В. Н. Дружинина (2002). Вместо по­нятия «парадигма» В. Н. Дружинин использует по­нятие «метод» для обозначения обобщенного подхода к изучению психологической реальности.

Естественно – научный метод — подход к изучению психологической реальности, в котором широко используются количественные методы, для упоря­дочения объектов применяются шкалы большой мощности, для определения закономерностей, норм и др. — большие выборки.

Герменевтический метод основывается на опыте и интуиции исследо­вателя и направлен на достижение понимания изу­чаемой реальности (правомерно сказать, что «по­нимающая психология» Дильтея должна была основываться на применении герменевтических методов).

Далее В. Н. Дружинин выделяет пять уровней психической регуляции, соответствующие им отношения, психическую реальность, относя­щуюся к каждому уровню, а также способ описания данных, применяющийся при изучении психиче­ской реальности, относящейся к каждому из этих уровней.

По мысли В. Н. Дружинина, чем выше уровень пси­хической реальности, тем больше мощность герменев­тического метода в изучении психической реальности и тем меньше мощность естественно – научного метода.

Соотношение естественно – научного и герме­невтического методов в изучении психической реаль­ности В. Н. Дружинин изображает следующим обра­зом, соотношение между естественно – научным и герменевтическим методами в психологическом иссле­довании, понимаемое таким образом, помогает пре­одолеть крайности, в которые порой впадают некоторые современные методологи науки, когда говорят о ситуации в психологии как о борьбе есте­ственно-научной и гуманитарной парадигм.

Пред­ложенная В. Н. Дружининым схема показывает, что естественно-научный и герменевтический подходы в описании психической реальности не враждебные, а взаимодополняющие.

Такое представление вполне соответствует тем принципам и нормам научного познания, что характерны для неклассической науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)