Рефлексивность современного научного познания
Завершая рассказ об истории развития методологии науки, правомерно сказать, что в ней видно возрастание рефлексивности в отношении научного познания.
Так, В. С. Швырев (1978) рассматривает расширение и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки.
Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.
Выделяя две стадии развития науки — эмпирическую и теоретическую, — он различает их в том числе по критерию отрефлексированности познавательных процедур.
Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. началось расширение сферы рефлексии над наукой. Возникновение и развитие целого ряда методологических подходов, о которых было рассказано в данной главе, является одним из наиболее очевидных признаков этого расширения рефлексии.
Пользуясь терминологией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму.
Онтологизм рассматривает прежде всего отношения объекта и знания. Познание рассматривается как поступательное движение к истине, и рефлексия научного познания контролирует правильность движения по пути к истине.
Как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, этот вид научной рефлексии характерен для эмпирической науки.
Методологические идеи мыслителей Античности и Средних веков, а также ученых Нового времени, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта, направлены на разработку средств, позволяющих построить правильный путь познания.
Для гносеологизма характерно, что в фокусе внимания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту.
«Философы начинают искать предпосылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые влияют на содержание и логическую организацию знания.
Этот вид рефлексии… предполагает множественность оснований познания и относительный характер истины. Об истинности знания здесь можно судить по его адекватности задаче, данному способу овладения объектом».
Наиболее значимой эта проблематика стала в позднем позитивизме и раннем неопозитивизме.
Методологизм как наиболее характерный тип научной рефлексии в современной науке направлен н; анализ средств познания в самом широком смысле слова. В методологизме в центре внимания оказывается соотношение «субъект — знание».
Предметом анализа становятся исходные философские основы научного познания, конкретно-научные методологические концепции, а анализ средств познания, по словам Э. Г. Юдина, перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях—даже в своего рода индустрию.
Методологизм выполняет конструктивные функции, в его рамках решаются такие задачи, как конструирование предмета науки и проектирование новых форя познавательной деятельности (Г. П. Щедровицкий).
Одна из характерных черт методологизма — поиск общенаучно – методологических основ для науки. Методология науки идет в этом направлении несколькими путями. Во-первых, создаются новые общенаучно – методологические подходы (Г. Хакен, У. Матурана и Ф. Варела, И. Р. Пригожий).
Во-вторых, предметом специального анализа становится возможность переноса методологических результатов из одной области знания в другую.
Перенесение общенаучных принципов из одной области знания в другую характерно для современной науки начиная с середины XX в. Ученые ищут методологические основы науки не только в современности, но и в прошлом.
Так, в отечественных гуманитарных науках роль общенаучной методологам все чаще играют взгляды М. М Бахтина (В. С. Библера, В. А. Махлина, в психологии — Т. А. Флоренской, Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича и др.).
Другая характерная черта методологизма — общенаучно – методологические концепции выполняют роль средств рефлексии не только в науке, но и в научно обоснованной практике.
Достаточно назвать широкое применение общей теории систем Л. фон Берталанфи как методологической основы семейной психотерапии или методологии системного проектирования Г. П. Щедровицкого в организационно – деятельностных мифах.
Можно сказать, что методологическое знание постепенно перестает быть достоянием узкого круга ученых и все больше становится феноменом культуры.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу