Соматотипическая характеристика детей с HP

Как известно, при некоторых формах психического инфантилизма наблюдается отставание в физическом развитии — так называемый «психофизичес-кий инфантилизм». Достоверно чаще, чем в здоровой популяции, встречается отставание в физическом развитии у детей с задержкой психического развития.

При резидуально-органических поражениях головного мозга у детей отмечены отклонения в развитии эндокринной системы и нарушения темпа полового созревания.

Кроме того, существуют данные о повышенной частоте нарушений формирования опорно-двигательного аппарата у детей с задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией. У детей с ММД часто встречаются такие аномалии опорно-двигательного аппарата, как нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, «разновысокость» ног.

В связи с вышеприведенными данными литературы было выдвинуто пред-положение, что у детей с недоразвитием речи также могут встречаться отклоне-ния в физическом развитии. Для проверки этой гипотезы на выборке из 150 де-тей с ТНР была произведена соматометрия.

При этом измерялись: рост, вес, окружность груди и оценка некоторых показателей состояния костно-мышечной системы. На основании перечисленных параметров определялся соматотип по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха (1984) с выделением микро-, мезо- и макросоматического соматотипов и определением гармоничности развития по соотношению трех измерений: веса, роста и окружности грудной клетки.

В результате проведенных измерений у 35% детей с ТНР был диагностирован микросоматический соматотип и у 27% — дисгармоническое физическое развитие. Таким образом, у 45% наших испытуемых выявились отклонения в физическом развитии по типу ретардации или дисгармонии.

Этот показатель согласуется с данными Н. С. Сазоновой, Ю. А. Ямпольской и Е. С. Рысевой, которые в группе детей с задержкой психического развития обнаружили нарушение физического развития в среднем в 49% случаев (у девочек в 2 раза чаще, чем у мальчиков).

Поданным выборочного исследования костно-мышечной системы (в группе из 47 детей), у 57% детей имелись нарушения осанки или сколиоз. Этот показатель близок к тому, что был получен у детей с задержкой психического развития (54%) (Сазонова Н. С, Рысева Е. С, 1978).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)