Систематика нарушений речевого развития

Разработанность, логическая организация систематики в определенной степени отражает зрелость научной дисциплины, глубину познания предмета исследования. На раннем этапе развития логопедии, во второй половине XIX века, из всей массы речевых аномалий были выделены всего две группы — косноязычие и заикание.

Чуть позже к ним была добавлена идиопатическая слухонемота, названная позже алалией. По существу, этим был заложен прототип большинства будущих классификаций речевых нарушений. В последующих исследованиях описанные группы расстройств были трансформированы в более разветвленную систему категорий.

В      истории       отечественной       логопедии       первая,      относительно дифференцированная классификация принадлежит М. Е. Хватцеву.

В ней выделяются                  следующие  категории              речевых     расстройств:     косноязычие (патологическое и непатологическое), недостатки голоса (хриплый голос, патологическая мутация, фонастения и дисфония), расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная речь и замедленная речь) и расстройства речи на почве органического нарушения коры головного мозга (афазия, алалия, дислексия и дисграфия).

В этой классификации впервые производится разделение речевых расстройств на первичные и вторичные. Как видно из структуры и содержания классификации, она может быть отнесена к категории клинических систематик.

Следующей по хронологии является классификация В. К. Орфинской (1963). Она содержит группировку алалий, но в период, относящийся ко времени написания работы, это понятие трактовалось настолько широко, что вмещало большую часть вариантов первичного недоразвития речи.

В этой классификации выделялись следующие категории расстройств: первичное недоразвитие языковых систем (моторная и сенсорная алалий), вторичное недоразвитие языковых систем, вызванное недоразвитием словесных и грамматических понятий (моторная синтаксическая и оптическая алалий), вторичное недоразвитие языковых систем, связанное с неполноценностью общих речевых функций (сенсомоторная амнестическая и сенсорная амнестическая алалий).

В 1968 г. Р. Е.Левина предложила педагогическую классификацию, описательную по своему содержанию и психолого-лингвистическую по принципу построения.

В ней весьма упрощенно систематизируются виды нарушений формирования языковых средств:

а) несформированность звуковой стороны      речи                    («фонетико-фонематическое          недоразвитие»     и

б) несформированность всех языковых средств («общее недоразвитие речи»).

Она положила начало принципиально новому подходу к категоризации речевых расстройств, который одновременно возник и в зарубежной логопедии, получил широкое распространение и активно развивался и совершенствовался.

В России, к сожалению, на протяжении почти 30 лет данная систематика, вытеснив все другие классификации, практически не претерпела существенных изменений, то есть не развивалась.

При очевидных недостатках (не учитываются данные клиники, особенности симптоматологии, механизмов и патогенеза)      классификации           подобного  типа      имеют             и  неоспоримое преимущество для практических логопедов: облегчают выбор магистрального направления коррекционной работы на основе системного подхода к развитию речи.

Однако на современном этапе развития логопедии сохранение данной классификации     в     первозданном     виде     тормозит,     по     нашему     мнению, дальнейшую дифференциацию представлений о недоразвитии речи.

В 1969 г. С. С. Ляпидевский и Б. М. Гриншпун опубликовали несколько модифицированную версию классификации М. Е. Хватцева, а в 1989 г. Б. М. Гриншпун существенно переработал и обновил ее.

В этой ее версии выделены следующие категории расстройств: 1) расстройства фонационного оформления высказывания (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия); 2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания (афазии и алалий); 3) нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия).

Анализ приведенных классификаций свидетельствует о том, что в них слабо представлены как медицинская, так и психологическая (точнее, патопсихологическая) парадигмы.

Это вполне объясняется недостаточной освоенностью именно этих подходов в логопедических исследованиях. Состояния недоразвития речи по существу остались почти вне сферы интересов патопсихологов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)