Содержание образования

В процессе обучения осуществляется содержание образования, выступающее одним из основополагающих его средств и факторов развития личности.

Оно представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и принципов, а также определенный уровень формирования познавательных сил и практической подготовки, которые сформировались в результате учебно-воспитательной работы.

В.В. Краевский выделил принципы формирования содержания образования:

  1. Принцип соответствия содержания образования развитию общества, науки, культуры и личности (включение в содержание образования знаний, умений и навыков, как классических, так и отражающих современный уровень развития социума и науки).
  2. Принцип целостной содержательной стороны обучения, который учитывает педагогическую реальность, связанную с реализацией учебного процесса.
  3. Принцип структурной целостности содержания образования обусловливает стройность таких элементов, как теоретическое представление, учебный предмет и материал, педагогическая деятельность, личность ученика.
  4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования, включающий в себя формирование мировоззренческой подготовки и приоритетных компонентов гуманитарной культуры.
  5. Принцип фундаментализации содержания общего образования, который позволяет преодолеть дегуманизацию общего образования.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

  • ключевые термины и понятия, отражающие научные знания;
  • факты повседневной науки;
  • основные законы науки;
  • теории данной науки;
  • знания о методах научной деятельности, познания и истории становления научного знания;
  • оценочные знания.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, в процессе освоения которого происходит становление мировоззрения личности, дают возможность выделить критерии отбора исходных положений современных наук.

Критерии отбора исходных положений современных наук:

  • целостное отображение в содержании общего образования задач стройного развития личности и организации ее базовой культуры;
  • теоретическая и практическая роль содержания, которое включается в исходные положения наук;
  • соотнесение сложности содержания учебных объектов с подлинными учебными возможностями учеников различных возрастов;
  • соответствие объема содержания учебного предмета времени, которое отводится на его изучение;
  • учет международного опыта построения системы содержания образования;
  • соответствие содержания образования существующей учебно-методической и материальной базе современной школы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)