Содержание информации и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну, и режим ее хранения.
Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо
прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.
В ст. 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите
информации” (далее – Федеральный закон N 149-ФЗ) информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть ограничен. При этом подобного рода ограничение составляет основу правового режима ее защиты. Сам режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, предложено определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.
Действующее законодательство о налогах и сборах предоставляет финансовым, налоговым,
таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции достаточно широкие возможности для получения информации, имеющей значение для налогообложения (налоговозначимая информация). Это вполне оправданно, так как эффективное администрирование и охрана прав в сфере налогообложения невозможны без должного их информирования. Однако праву указанных государственных органов на получение, накопление и использование такой информации противопоставлено право налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов требовать ее сохранения. Что представляется вполне правильным, ведь налоговозначимая информация включает в себя самые различные сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях (состав учредителей, наличие финансовых средств, лицензий, материальных ресурсов, численность работников, виды деятельности, объемы производства, размер прибыли и т.п.).
В предпринимательской деятельности коммерческие организации и индивидуальные
предприниматели могут использовать информацию, охраняемую в режиме налоговой тайны, в
недобросовестной конкурентной борьбе.
Такого рода информация может представлять интерес для других организаций и индивидуальных
предпринимателей с целью ее использования в недобросовестной конкурентной борьбе.
В отношении физических лиц необходимо отметить, что при сборе подобного рода информации
налоговыми органами или органами налоговой полиции могут быть получены самые различные
сведения об их жизни, в том числе о семейном или об имущественном положении, о состоянии здоровья и т.п., которые также могут быть использованы им во вред недоброжелателями.
Налоговую тайну составляет информация, которая непосредственно необходима для
налогообложения, т.е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов
(налоговозначимая информация). Такая информация является объектом налоговой тайны.
Под налоговой тайной понимается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов,
предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым
органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К налоговой тайне также можно отнести информацию, получаемую этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющую их профессиональную тайну, а также передаваемую им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.
А.Н. Гуев, комментируя положения законодательства о налогах и сборах, выделяет следующие
признаки налоговой тайны:

  • сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами государственных
    внебюджетных фондов (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например вышестоящими) о налогоплательщике;
  • сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органам и органу государственного
    внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;
  • любые сведения, за исключением тех, которые определены в законе;
  • предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам Российской
    Федерации, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;
  • представляет собой часть более общего понятия – сведения конфиденциального характера;
  • отличается от коммерческой тайны.

Исходя из источников содержания информации, в режиме налоговой тайны защищается
информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с
законодательством о налогах и сборах. Дополнительно также относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления финансового (налогового) контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами иностранных государств.
При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны
материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется
составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок,
постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и
наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых
присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.
В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой
тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме – это может быть любая письменная
(электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).
В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: “Чтобы гарантировать налогоплательщику
конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее – контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья “закрывает” все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных”.
Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике – физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.
Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.
Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик
(плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.
Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных
    случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные
предприниматели – обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в
    срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – в срок не
    позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее 10 дней с
    момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.
В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных
физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.
Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы
получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые
осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.
Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных)
    организациях – в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, – в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;- о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы –
    частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, – в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц – в течение 10 дней
    после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о
    транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах – в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – в течение 10 дней после
    регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об
    опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, – не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения – не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)