Правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней
Бюджетная система строится на следующих основополагающих принципах: принцип единства бюджетной системы РФ. Этот принцип подразумевает единство правовой базы, денежной системы, порядка формирования и осуществления бюджетного процесса, форм бюджетной документации (в том числе статистической отчетности), принципов бюджетного процесса и санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также соблюдение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; принцип разграничения доходов и расходов между всеми уровнями бюджетной системы РФ. В соответствии с данным принципом соответствующие виды доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов закрепляются за органами государственной власти страны, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Означает закрепление прав и обязанностей субъектов РФ по формированию доходов, направлению расходов и составлению регулирующих статей всех уровней бюджетов; принцип полноты бюджета требует полного отражения в бюджетах всех уровней всех доходов и расходов, их достоверного обоснования (особенно это касается величины расходов) и выявления
возможностей дополнительного привлечения средств; принцип сбалансированности бюджетов означает соответствие суммарного объема доходов расходам и поступлениям из источников финансирования их дефицита;
принцип реальности бюджета предполагает отражение действительных величин доходов и
расходов государства, а также эффективности и экономности использования бюджетных средств; принцип достоверности бюджетов всех уровней означает тесную связь с методами и отдельными показателями статистического анализа.
Принцип гласности (прозрачности) бюджета подразумевает обязательность предварительного
обсуждения бюджетных статей на открытых заседаниях парламента, опубликование бюджета в открытой печати после утверждения с регулярными сообщениями о ходе его выполнения по месяцам, кварталам и в целом за бюджетный период. Этот принцип тесно связан с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет;
- региональный (бюджет субъектов Федерации);
- местный бюджет.
Бюджеты всех уровней должны быть четко сбалансированы. Для достижения сбалансированности необходимо устанавливать предельные размеры их дефицита. Каждое звено бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально-экономического развития соответствующего уровня. Организация эффективной бюджетной системы страны основывается на принципе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании расходов федерального и региональных бюджетов.
В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать основные принципы организации эффективной бюджетной системы:
- создание трехуровневой системы бюджетных отношений и четкое разграничение функции бюджетов различных уровней в соответствии с их компетенцией;
- равенство, но не тождество бюджетных прав субъектов управления;
- самостоятельность каждого из бюджетов и достаточно высокая автономия их формирования и контроль за их исполнением;
- равенство региональных, федеральных и местных интересов, их тесная увязка между собой на базе четкого разграничения источников доходов, направлений расходов между всеми звеньями бюджетной системы;
- прозрачность межбюджетных отношений, основанных на единой методологии расчета бюджетных статей и единых критериях социально-статистического анализа.
Основным источником покрытия дефицита бюджетов всех уровней выступают внутренние и внешние заимствования. Основные внутренние заимствования включают: кредиты, полученные Правительством РФ от
денежно-кредитных учреждений и прочих кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые в форме выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг от имени правительства, и средства, полученные от их продажи на внутренних рынках; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды. Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета включают: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешних рынках, часто в форме облигаций различных
субъектов РФ, размещаемых на внешних рынках и номинированных в иностранной валюте; кредиты
правительств иностранных государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)).
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней и включает в
себя:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию внутренних долгов как по РФ в целом, так и по отдельным субъектам страны;
- классификацию видов государственного внешнего долга и структуризацию величины внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Расходы бюджетов всех уровней делятся на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития.
Необходимо отметить, что в бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и прочие затраты, связанные с реструктуризацией экономики и расширением производства. Средства, включенные в бюджет развития, не могут быть использованы на иные цели.
Земельный налог.
По мнению ИФНС, налогоплательщик – бывший авиаотряд, которому еще в 1981 г. распоряжением исполкома для размещения аэропорта был предоставлен земельный участок, – неправомерно не уплачивал земельный налог на данный участок на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку данный участок не относится к землям, ограниченным в обороте. Нижестоящие суды поддержали позицию ИФНС. Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, возвращая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суды так и не выяснили, чем вызваны явные противоречия в правоустанавливающих документах относительно вида разрешенного использования спорного надела.
Размещение аэропорта и его использование могли иметь место в целях как обороны, так и гражданской обороны. Вместе с тем отражение в правоустанавливающих документах оговорки “в особый период” не исключает для налогоплательщика возможности использовать спорный участок в своей хозяйственной деятельности.
При таких условиях решение вопроса о том, является ли спорный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения таких обстоятельств: какие объекты расположены на данном участке; использует ли их налогоплательщик в своей хозяйственной деятельности; на чьем балансе они находятся; если спорный участок является объектом обложения земельным налогом, почему орган, осуществляющий введение земельного кадастра, до возникновения настоящего спора не уведомлял ИФНС об этом участке и его землепользователе в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ .
- Проблемы правового регулирования режимов налогообложения
- Система налогообложения
- Состав и правовое значение местных налогов
- Состав и правовое значение региональных налогов
- Состав и правовое значение федеральных налогов
- Регулирование налоговых режимов в зарубежных странах
- Двойное налогообложение и порядок его избежания
- Разграничение юрисдикции государств
- Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций от деятельности в России
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу