Правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней

Бюджетная система строится на следующих основополагающих принципахпринцип единства бюджетной системы РФ. Этот принцип подразумевает единство правовой базы, денежной системы, порядка формирования и осуществления бюджетного процесса, форм бюджетной документации (в том числе статистической отчетности), принципов бюджетного процесса и санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также соблюдение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; принцип разграничения доходов и расходов между всеми уровнями бюджетной системы РФ. В соответствии с данным принципом соответствующие виды доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов закрепляются за органами государственной власти страны, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Означает закрепление прав и обязанностей субъектов РФ по формированию доходов, направлению расходов и составлению регулирующих статей всех уровней бюджетов; принцип полноты бюджета требует полного отражения в бюджетах всех уровней всех доходов и расходов, их достоверного обоснования (особенно это касается величины расходов) и выявления
возможностей дополнительного привлечения средств; принцип сбалансированности бюджетов означает соответствие суммарного объема доходов расходам и поступлениям из источников финансирования их дефицита;
принцип реальности бюджета предполагает отражение действительных величин доходов и
расходов государства, а также эффективности и экономности использования бюджетных средств; принцип достоверности бюджетов всех уровней означает тесную связь с методами и отдельными показателями статистического анализа.
Принцип гласности (прозрачности) бюджета подразумевает обязательность предварительного
обсуждения бюджетных статей на открытых заседаниях парламента, опубликование бюджета в открытой печати после утверждения с регулярными сообщениями о ходе его выполнения по месяцам, кварталам и в целом за бюджетный период. Этот принцип тесно связан с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • региональный (бюджет субъектов Федерации);
  • местный бюджет.

Бюджеты всех уровней должны быть четко сбалансированы. Для достижения сбалансированности необходимо устанавливать предельные размеры их дефицита. Каждое звено бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально-экономического развития соответствующего уровня. Организация эффективной бюджетной системы страны основывается на принципе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании расходов федерального и региональных бюджетов.
В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать основные принципы организации эффективной бюджетной системы:

  • создание трехуровневой системы бюджетных отношений и четкое разграничение функции бюджетов различных уровней в соответствии с их компетенцией;
  • равенство, но не тождество бюджетных прав субъектов управления;
  • самостоятельность каждого из бюджетов и достаточно высокая автономия их формирования и контроль за их исполнением;
  • равенство региональных, федеральных и местных интересов, их тесная увязка между собой на базе четкого разграничения источников доходов, направлений расходов между всеми звеньями бюджетной системы;
  • прозрачность межбюджетных отношений, основанных на единой методологии расчета бюджетных статей и единых критериях социально-статистического анализа.

Основным источником покрытия дефицита бюджетов всех уровней выступают внутренние и внешние заимствования. Основные внутренние заимствования включают: кредиты, полученные Правительством РФ от
денежно-кредитных учреждений и прочих кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые в форме выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг от имени правительства, и средства, полученные от их продажи на внутренних рынках; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды. Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета включают: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешних рынках, часто в форме облигаций различных
субъектов РФ, размещаемых на внешних рынках и номинированных в иностранной валюте; кредиты
правительств иностранных государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)).
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней и включает в
себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию внутренних долгов как по РФ в целом, так и по отдельным субъектам страны;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и структуризацию величины внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Расходы бюджетов всех уровней делятся на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития.

Необходимо отметить, что в бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и прочие затраты, связанные с реструктуризацией экономики и расширением производства. Средства, включенные в бюджет развития, не могут быть использованы на иные цели.
Земельный налог.
По мнению ИФНС, налогоплательщик – бывший авиаотряд, которому еще в 1981 г. распоряжением исполкома для размещения аэропорта был предоставлен земельный участок, – неправомерно не уплачивал земельный налог на данный участок на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку данный участок не относится к землям, ограниченным в обороте. Нижестоящие суды поддержали позицию ИФНС. Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, возвращая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суды так и не выяснили, чем вызваны явные противоречия в правоустанавливающих документах относительно вида разрешенного использования спорного надела.
Размещение аэропорта и его использование могли иметь место в целях как обороны, так и гражданской обороны. Вместе с тем отражение в правоустанавливающих документах оговорки “в особый период” не исключает для налогоплательщика возможности использовать спорный участок в своей хозяйственной деятельности.
При таких условиях решение вопроса о том, является ли спорный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения таких обстоятельств: какие объекты расположены на данном участке; использует ли их налогоплательщик в своей хозяйственной деятельности; на чьем балансе они находятся; если спорный участок является объектом обложения земельным налогом, почему орган, осуществляющий введение земельного кадастра, до возникновения настоящего спора не уведомлял ИФНС об этом участке и его землепользователе в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ .

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)