Смысл дисциплины

Само понятие «Введения» уместно при наличие пространства, отделенного от сегодняшнего места пребывания, вхождение в которое связано со множеством трудностей и усилий.

В каждой профессии существует особый жанр введения или руководства, которое составляется искушенными специалистами для облегчения новичкам пути к вершинам профессионального мастерства.

В то же время, использование этого понятия применительно к педагогической деятельности, представляет некоторую проблему. С одной стороны, известно, что хороший учитель – «от Бога», поэтому принято считать, что специально учить педагогической премудрости – бессмысленно: если у человека есть особый педагогический талант, то он станет Учителем и безо всякой подготовки.

Если же особого педагогического таланта нет, то никакие курсы педагогики и психологии ему не помогут

С другой стороны, согласно известной поговорке, «учить и лечить умеют все» и, при всей парадоксальности, и у этой точки зрения есть вполне резонные аргументы.

Действительно, вне зависимости от полученного педагогического образования (или его отсутствия), подавляющее большинство людей становятся неплохими родителями, т.е. вполне успешными наставниками, попечителями и лекарями для своих детей. И в этом случае, мы сталкиваемся с тем же самым аргументом: если каждый человек может стать хорошим родителем, отвечающим за все аспекты жизни, обучения, воспитания и развития ребенка, нигде не учась, каков смысл в специальной профессиональной подготовке к успешному выполнению только одной из функций (учительской или воспитательной)?

Ответы на эти вопросы далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Однако здесь всегда следует различать между тем, чтобы быть неплохим (или даже не самым худшим) родителем и педагогом и тем, чтобы создать хорошую семью, стать счастливым и успешным родителем или признанным педагогом.

Если несколько распространить этот тезис, то можно утверждать, что чем проще и архаичнее общество, ниже уровень его материального благосостояния и духовного развития, тем меньше потребность в специальной подготовке педагога к его деятельности.

Все, что необходимо для жизни в этом сообществе, дети смогут усвоить, просто наблюдая за своими родителями, непосредственно участвуя во взрослой жизни.

«Введение в педагогическую деятельность» необходимо для становления учителя и человека, если мы понимаем, что:

  • сфера обучения, образования и воспитания – сложная социокультурная реальность, в которой проявляются различные традиции и тенденции, требующие не только формального знания, но и выработки личностного к ним отношения;
  • педагогическая профессия требует от человека владения множеством практических умений, связанных с познанием окружающего мира и других людей, организацией собственного духовного развития;
  • успех в профессиональной педагогической деятельности возможен лишь при условии последовательного выстраивания своей профессионально-личностной образовательной траектории, где каждый последующий этап «вырастает» из предыдущего, обогащаясь новыми знаниями, компетенциями, смыслами, достигнутыми результатами;
  • педагогическое образование представляется открытым пространством, в котором каждый человек обладает максимумом возможностей для личностного и культурного развития, для общения с другими людьми, самопознания, саморазвития и самопреодоления;
  • каждый из нас является носителем уникального жизненного, образовательного и профессионального опыта, но никто из людей не обладает полнотой и истиной знания, в связи с чем, общение с каждым человеком есть неповторимая возможность для развития и самосовершенствования.

По мере того, как общество становится сложнее, в нем возникают новые виды деятельности и общественные практики, тем большую роль играет специальная педагогическая деятельность и подготовка к ней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)