Системный подход в науке

Системный подход – междисциплинарное методологическое философское направление. В основу этого направления положен принцип системности: мировые объекты – это системы различных типов и видов целостности и сложности.

Субъект должен обнаружить систему, вычленить её вязи и отношения, описать, создать типологии и объяснить.

Система состоит из: элементов, соединения со средой, обладает иерархичностью, структурированностью (Л. фон Берталанфи (1901–1972), Д. Истон (1917– 2014)).

Системы подразделяются на неорганические и органические.

Системодеятельностный подход Г. П. Щедровицкого. Г. П. Щедровицкий исходит не из оппозиции «субъект-объект», а из способов организации систем деятельности и мышления.

Схема организации деятельности включает следующие этапы:

  • набор мыслительных средств, с которыми исследователь «выходит» на объект;
  • набор «процедур и операций», которые он применяет к объекту;
  • «табло сознания» исследователя, на котором появляются образы, фиксирующие опыт его исследовательской работы;
  • тексты речи-мысли, фиксация хода и результатов исследовательской работы, о которых он сообщает другим людям;
  • строгие нормы и схемы организации мыслительной деятельности – категории, с помощью которых он «видит» процесс собственной мыслительной деятельности.

Системный анализ – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, способах обработки информации, методах выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами.

Эпистемология системного подхода руководствуется операциями конструирования субъектом объекта познания как системы, так как в природной и социальной реальности отсутствуют системы, структуры, специально создаваемые среды (Н. Луман (1927–1998), нейробиологи У. Матурана (род. 1928) и Ф. Варела (1946–2001)).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)