Система управления персоналом на современном предприятии

Система управления персоналом состоит из большого количества различных элементов. В соответствии с рисунком 1.1, сюда относятся анализ и планирование персонала, оценка персонала, мотивация, прочие элементы. Рассмотрим их более детально.

Система управления персоналом на современном предприятии

Анализ и планирование персонала означает изучение различной числовой информации, которая связана с общими показателями деятельности предприятия и определением плановых показателей на следующий год, а также на более короткие периоды времени.

Процесс планирования персонала является частью общего процесса планирования деятельности предприятия. Если речь идет о производственном предприятии, то объем привлеченных трудовых ресурсов в производственные цеха будет зависеть от того, какой объем производства ожидается в следующем году.

Именно объем выполненных работ, проданных товаров, предоставленных услуг влияет на количество сотрудников, которых необходимо привлечь для достижения соответствующих показателей.

Оценка персонала является немного другим понятием, чем анализ. Сюда входит персональная оценка отдельных сотрудников, определение эффективности их деятельности, выявление проблем в коллективе и возможностей для дальнейшего развития. Оценка подразумевает наблюдение за работой сотрудников, проведение анкетирования, опроса.

Интересно
Важным элементом системы управления является планирование карьеры отдельных сотрудников. Суть деловой карьеры выражается в продвижении и развитии сотрудника в рамках организации. Нужным условием деловой карьеры считается отбор. Он служит механизмом, при помощи которого развитие сотрудника сопрягается с его продвижением.

На повышение ценности сотрудника на рынке труда существенное влияние имеет уровень его квалификации, поэтому важным элементом системы управления персоналом является обучение, приобретение новых навыков. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Период обучения работника необходимо фиксировать в табеле учета рабочего времени. Для удобства работодатель составляет план обучения, в котором отмечает, кто из работников уже проходил обучение. Приказ о направлении работника на обучение также обязателен. После окончания обучения работника нужно сделать запись в трудовой книжке.

В настоящее время отбор и найм персонала является одним из важных элементов системы управления персоналом в любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. Существуют внешние и внутренние источники найма персонала. Для осуществления оптимального выбора источника необходимо оценить их преимущества и недостатки при найме персонала на конкретную должность. Еще одним важным элементом системы управления персоналом является мотивация.

Мотивация – это побуждение работников к активной трудовой деятельности, с целью удовлетворения их собственных потребностей и интересов, но с учетом целей организации.

Для большинства предприятий российского бизнеса традиционная система мотивации труда персонала основывается на действующих в них системах оплаты труда. При таком подходе руководители высшего уровня управления не всегда имеют точное представление о действительных мотивационных установках, которыми руководствуются их работники.

Нематериальная мотивация направлена на получение сотрудниками эмоциональных выгод. Также важную роль играет ротация. Ротация — важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой сотрудников. Ее суть состоит в горизонтальных должностных перемещениях с целью повышения квалификации работника, его профессионального разряда или категории.

Кроме этого, существенное влияние на эффективность работы сотрудников имеет учетный процесс. Как было сказано, это позволяет принимать взвешенные управленческие решения в сфере управления кадрами, которые основываются на числовой информации.

Учет сотрудников подразумевает не только определение количества членов коллектива, но также и учет их вклада в общий результат деятельности предприятия, отработанных часов, прочих показателей, которые характеризуют особенности деятельности предприятия в течение предыдущего периода.

Организация трудовых отношений на предприятии означает формирование различных нормативно-правовых документов, которые регламентируют особенности работы отдельных должностных лиц и структурных подразделений. Нужно определить, какие именно связи будут между различными структурными подразделениями, а также какие права и обязанности будут у различных должностных лиц. Это позволит обеспечить устойчивость трудовых отношений на предприятии.

Интересно
Создание условий труда означает создание таких условий, которые будут безопасными для сотрудников. Например, важной частью такой системы является система охраны труда, которая нацелена на минимизацию влияния различных факторов риска на здоровье сотрудников.

Также создание условий труда подразумевает покупку основных средств, материалов, прочих ресурсов, которые используются сотрудниками в их ежедневной деятельности. Невозможно требовать от коллектива высоких показателей производительности без предоставления необходимых материальных ресурсов, которые являются основой производства товаров или предоставления услуг.

Социальное развитие и социальное партнерство означают обеспечение социальной защищенности сотрудников, что создает условия, в которых они будут уверены в завтрашнем дне. Социальное развитие «предполагает», что даже если сотрудники потеряют работоспособность, они будут иметь достаточно финансовых ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни. Это снимает тревогу и лишний стресс, что позволяет сотруднику сконцентрироваться на тех заданиях, которые ставит перед собою предприятие.

Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом означает создание необходимого обеспечения для эффективного взаимодействия между сотрудниками. Например, сюда относится составление контракта, который будет стандартным для различных сотрудников, нанятых предприятием.

Он должен определять основные особенности найма, социальной защиты, увольнения сотрудников. Что касается информационного обеспечения, то оно представляет собой различные базы данных, которые систематизируют информацию о процессе управления персоналом. Они необходимы для того, чтобы обеспечить эффективный анализ, планирование трудовых ресурсов.

Что касается организационного определения системы управления персоналом, то, как было сказано, сюда относятся не только отдел управления кадрами. Однако следует заметить, что именно это структурное подразделение выполняет больше всего рутинных заданий, связанных с управлением персоналом.

В соответствии с рисунком 1.2 приведен пример структурного подразделения большого предприятия. Как можно судить, в основе такого разделения находится функциональный подход, ведь различные структурные элементы отдела управления персоналом разделены по функции, которую выполняет соответствующее подразделение.

Система управления персоналом на современном предприятии

В различных организациях служба управления персоналом решает разные задачи, в одних предприятиях занимается подбором персонала, в других обучением или даже организацией досуга работников.

Подытожим, что система управления кадрами состоит из таких элементов как анализ и планирование персонала, подбор и наем персонала, оценка персонала, организация обучения и повышения квалификации персонала, аттестация и ротация кадров, мотивация персонала, учет сотрудников, организация трудовых отношений на предприятии, создание условий труда, социальное развитие и социальное партнерство, правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом.

Больше всего рутинных заданий в этой сфере выполняет отдел управления персоналом, который может иметь сложную организационную структуру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)