Система транспортных договоров на железнодорожном транспорте

Система транспортных договоров может строиться по-разному, исходя из выбранных критериев классификации. В целях изучения транспортных договоров на железнодорожном транспорте можно предложить следующую структуру такой системы.

На первой ступени классификации, исходя из направленности транспортных договоров, можно выделить: договоры, направленные на оказание услуг по железнодорожной перевозке (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщения, договор перевозки пассажиров), и договоры, направленные на обеспечение процесса перевозки (договор на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке, договоры об организации перевозок, договоры между транспортными организациями, договоры оказания услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры, договоры между владельцами транспортных инфраструктур, договор транспортной экспедиции, договоры на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава).

В подсистеме транспортных договоров, направленных на обеспечение процесса железнодорожной перевозки можно выделить две группы договоров, представляющие собой системы более низкого уровня:

  1. Организационные договоры.
  2. Договоры на оказание услуг по оперативному управлению транспортной деятельностью.

Организационные договоры давно и широко применяются участниками транспортных отношений, о чем неоднократно говорили специалисты в области транспортного права. Например, В. В. Витрянский утверждает, что в системе договорного регулирования наряду с договорами, непосредственно опосредующими процесс перемещения (доставки) грузов, значительное место отводится договорам, преследующим иную цель, а именно регламентировать организацию работы. В этом смысле все указанные договоры носят организационный характер и могут именоваться организационными.

Основными признаками, позволяющими выделить организационные договоры в самостоятельную группу, являются:

  1. Неимущественный и неличный характер отношений, возникающих из этих договоров.
  2. Направленность на организацию иных имущественных правоотношений.

К числу транспортных организационных договоров на железнодорожном транспорте можно отнести договоры:

  • на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке;
  • об организации перевозок грузов;
  • об организации регулярных перевозок пассажиров;
  • между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов);
  • между владельцами транспортных инфраструктур.

Организационные договоры не относятся к группе договоров на оказание услуг. Из факта заключения таких договоров возникают гражданско-правовые организационные отношения.

В ст. 2 ГК установлено, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. По смыслу данной статьи организационные отношения в предмет гражданского права не включены.

Однако справедливо отмечает Б. И. Пугинский, «как показывает практика, объективное существование правовых явлений совершенно не зависит от того, урегулированы они законом или нет»

В настоящее время уже невозможно не обращать внимания на объективное существование в предмете гражданского права организационных отношений, имеющих неличный неимущественный характер. Достаточно упомянуть такие поименованные в ГК договоры, как корпоративный договор (ст. 67.2) предварительный договор (ст. 429), рамочный договор (ст. 429.1), договоры об организации перевозок (ст. 798), договоры между транспортными организациями (ст. 799), договоры о простом товариществе (гл. 55).

Ни один из них не направлен на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг, выполнение иных действий имущественного характера. И это только договорные правоотношения, помимо которых существует целый массив внедоговорных гражданских организационных правовых отношений.

Впервые концепция гражданских организационно-правовых отношений была сформулирована в 1960-е гг. О. А. Красавчиковым, который организационными отношениями называл такие, как «построенные на началах координации или субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию)  иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований».

Вступая в гражданские организационные отношения, стороны своими действиями организуют иные имущественные либо неимущественные отношения. Таким образом, организационное правоотношение направлено на формирование и возникновение организуемого правоотношения.

Следует отметить, что данная концепция была неоднозначно оценена в юридической литературе, на что обращает внимание Е. А. Суханов, по мнению которого сама идея во многом была основана на особенностях прежнего правопорядка планово-регулируемой экономики, была подвергнута убедительной критике и не получила значительного распространения.

Интересно
К числу критиков концепции можно отнести С. С. Алексеева, В. А. Тархова, О. С. Иоффе. «Ошибочность» позиции О. А. Красавчикова усматривалась в том, что организованность, составляющую неотъемлемое свойство общественных явлений, он отсекает от имущественных отношений и объявляет особо гражданско-правовым общественным отношением.

Однако, по справедливому замечанию Б. М. Гонгало, О. А. Красавчиков говорил именно об отношениях, а не об организованности как свойстве общественных явлений.

Организованность обозначалась в качестве непосредственной цели организационных отношений. Все встает на свои места, если учесть, что речь идет об организации одного гражданского правоотношения посредством другого (организационного) правоотношения.

Организованность для организуемого имущественного правоотношения является свойством, а для организационного правоотношения является объектом.

Основоположник теории организационных отношений О. А. Красавчиков считал, что «организационное отношение имеет своим объектом упорядоченность отношений, связей, действий участников “организуемого” отношения»

В организационном правоотношении его участники, как правило, заранее определяют и устанавливают вид и меру возможного и должного поведения этих же либо иных участников в организуемом гражданском правоотношении.

Позиция противников существования гражданских организационно-правовых отношений выглядит несколько непоследовательно. Они признают существование организационных отношений в административном праве, не называя их при этом промежуточным моментом в становлении общественных отношений и не считая, что их конструкция разрывает единую связь на различные отношения по стадиям и составным частям.

Полагаем, что организационные гражданско-правовые отношения по своей правовой природе могут быть обязательственными правоотношениями.

Главное в обязательстве – наличие субъективного права требования кредитора и встречная субъективная обязанность должника совершить определенные действия либо воздержаться от них. Все иные относительные правоотношения должны отличаться от обязательства тем, что праву требования кредитора не противостоит обязанность должника. В организационном правоотношении каждую из сторон можно назвать одновременно и кредитором, и должником.

Ошибочно и нелогично также полагать, что поименованные в ГК договоры (предварительный договор, договор об организации перевозок, договор простого товарищества, договоры между транспортными организациями и т.п.) не являются обязательствами. Напротив, перечисленные договоры являются объективным свидетельством того, что возникающие из них организационные правоотношения являются ничем иным, как разновидностью договорных обязательств.

Следует признать, что гражданские организационно-правовые отношения могут носить как необязательственный, так и обязательственный характер. Что касается последних, то они подразделяются на договорные и внедоговорные обязательства.

Далее речь пойдет о договорных обязательственных правоотношениях, которые возникают из организационных договоров. Такие отношения можно разделить на два вида.

К первому виду следует отнести организационные отношения, которые направлены на возникновение либо упорядочивание будущих организуемых правоотношений. Примерами таких правоотношений можно считать правоотношения, возникающие из договоров об организации перевозок грузов.

К другому виду относятся отношения, которые создают только правовые возможности для возникновения и осуществления новых организуемых правоотношений.

От первого вида организационных отношений они отличаются тем, что содержание таких правоотношений напрямую не связано с формированием содержания организуемых правоотношений. К их числу следует отнести договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке, договоры между транспортными организациями, договоры между владельцами транспортных инфраструктур. Надлежащая реализация прав и обязанностей, составляющих содержание организационного правоотношения, создает для перевозчика и грузоотправителя возможность заключить договор перевозки грузов.

Как было отмечено выше, среди всего многообразия гражданских организационно-правовых отношений можно выделить договорные обязательства. В науке гражданского права их принято именовать организационными договорами. Предметом будут являться взаимосвязанные действия сторон, направленные на упорядочение их правовых связей в ином правоотношении либо связей данных субъектов с третьими лицами, через определение их субъективных прав и обязанностей.

Представляется, что транспортное законодательство является той сферой правового регулирования, где находит свое отражение все многообразие гражданско-правовых организационных договоров. Одни из них урегулированы нормами ГК (договоры на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление грузов к перевозке, договоры об организации перевозок, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

Другие получили нормативное закрепление в транспортных уставах и кодексах и иных федеральных законах (договоры между владельцами транспортных инфраструктур, договор генерального фрахтования и др.). На практике используют договоры, которые не урегулированы законами и иными нормативными актами (договоры об организации перевозок пассажиров).

Термин «организационный договор» в последнее время нередко используется на страницах юридической литературы. Наиболее полное и точное определение организационного договора, на наш взгляд, дано Б. И. Пугинским, поэтому его мы примем за основу.

Под организационным договором понимается соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Одной из сторон договоров на оказание услуг оперативного управления транспортной деятельностью всегда является транспортный оператор, суть деятельности которого заключается в своевременном (оперативном) вмешательстве в транспортный процесс в целях его поддержания в заданных параметрах.

Так, А. А. Ананьева к числу такого рода договоров относит:

  • договоры оперативного управления подвижным составом;
  • договоры оперативного управления перевозками в прямом смешанном сообщении;
  • договоры оперативного управления фрахтованием;
  • договоры оперативного управления с участием оператора платных автомобильных дорог;
  • договоры оперативного управления буксировками;
  • договоры оперативного управления с участием оператора железнодорожных путей сообщения.

Следует отметить, что в последнее время транспортное законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется. Можно привести примеры, иллюстрирующие данный факт, в сфере оперативного управления подвижным составом. Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” и статью 2 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”» впервые введен термин оператор железнодорожного подвижного состава и заложены основы правового регулирования отношений по перевозке порожних вагонов.

Интересно
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 № 1180 «Об утверждении правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» определен порядок взаимодействия перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с владельцами вагонов по вопросам, связанным с перемещением с припортовых железнодорожных станций порожних грузовых вагонов, принадлежащих данным владельцам.

Ввиду того, что правовая природа данных договоров остается не вполне исследованной, в рамках данного учебного курса они не рассматриваются.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)