Система российского права и законодательства

Право существует в виде определенной системы, т. е. взаимосвязанных и взаимодействующих частей (элементов). Под системой пра­ва понимается сложившаяся и объективно существующая его внутренняя структура (строение), выражающая единство и согласованность действующих в государстве правовых норм и разделение права на относительно самостоятельные части.

Структурными элементами системы права являются нормы права, которые объединяются в определенные правовые образования: институты права, подотрасли и отрасли права. Система права складывается из отраслей, а отрасли состоят из правовых институтов.

Норма права является первичным элементом системы права и пред­ставляет собой исходящее от государства общеобязательное правило поведения общего характера.

Институт права (правовой институт) — это устойчивая группа пра­вовых норм, регулирующих определенную разновидность обществен­ных отношений. Если правовая норма является исходным элементом, «элементарной частицей» правовой материи, то правовой институт представляет собой первичное структурное подразделение общности, составную часть отрасли права.

Институты права обладают определенной автономией, поскольку регулируют относительно обособленный круг однородных общественных отношений. В частности, к правовым институтам отно­сятся: институт государственной службы в административном праве, институт гражданства в государственном праве, институт сделки в гра­жданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и др.

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида.

Например, подотраслью уголовного права является военно-уголовное право, которое объединяет нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: «преступления против порядка подчиненности», «преступления против порядка прохождения военной службы» и др.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

Отрасль права — это относительно обособленная внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих опре­деленную однородную область общественных отношений. Однако в рамках единой системы права все отрасли права взаимосвязаны, не су­ществует отраслей права, абсолютно изолированных одна от другой.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет пра­вового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается качественно однородная совокупность общественных отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования — это сфера, на которую рас­пространяет свое действие отрасль права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования, под которым понимаются способы воздействия (совокупность юридических приемов и средств) отрасли права, с помощью которых производится регулирование определенного вида общественных отношений. Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников общественных отношений.

В одних отраслях права преобладает метод властного обязывания. Так, в административном праве действу­ет метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность.

В других отраслях преобладает равенство сторон (дозволение). Например, в гражданском праве использу­ется диспозитивный метод правового регулирования, который преду­сматривает для субъектов известную альтернативную возможность по­ведения в рамках правовой нормы. В уголовном праве действует метод запрета определенных деяний и установления наказания за их совершение.

Для процессуальных отраслей права (уго­ловный процесс, гражданский процесс) характерен метод равенства сто­рон, в соответствии с которым участники процесса находятся в одина­ковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом.

В структуру метода правового регулирования входят такие компоненты, как установ­ление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других компонентов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на об­щественные отношения.

В системе права различают материальные и процессуальные отрас­ли права.

Материальные отрасли права включают правовые нормы, с помощью которых осуществляется непосредственное регулирование обще­ственных отношений. Так, к материальным отраслям права относятся государственное (конституционное), гражданское, административное, уголовное и другие отрасли права, регулирующие общественные отношения.

Процессуальные отрасли права содержат правовые нормы, опреде­ляющие отношения, связанные с порядком разрешения споров, рассле­дованием правонарушений, привлечением к юридической ответственно­сти и другими процессуальными вопросами. Каждая из этих отраслей составляет в своей совокупности определенный процесс. В российской системе права существуют пять видов процессов: гражданский, уголов­ный, административный, арбитражный и конституционный.

Система права находится в постоянном изменении и развитии, предполагающих возникновение новых общественных отношений и, следовательно, пополнение ее новыми институтами (например, институт прохождения военной службы на основании контракта) и отраслями.

Совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм, образует систему законодательства. В законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное вы­ражение, внешнее проявление, т. е. они соотносятся как форма и содержание.

Система права и система законодательства различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Если первичным элементом си­стемы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.

Иногда в ней содержатся лишь два элемента: гипотеза и санкция, а диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативного правового акта (отсылочный спо­соб изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ из­ложения). В одном и том же нормативном акте могут содер­жаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих).

Один и тот же нормативный правовой акт может регу­лировать различные по своему содержанию виды общественных отно­шений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования.

Это объясняется тем, что в реальной жизни возникает по­требность урегулировать одним нормативным правовым актом или их группой не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере, например оборонной дея­тельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возни­кающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законода­тельства таких структурных элементов, которые не совпадают с систе­мой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

  1. Отраслевое законодательство — включает нормы, которые регули­руют качественно определенный вид общественных отношений, являю­щийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, гражданское, земельное, семейное, уголовное законодательство).
  2. Внутриотраслевое законодательство — закрепляет нормы под­отрасли или института права, регулирующие совокупность однородных общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное зако­нодательство как внутриотраслевые элементы земельного законода­тельства; банковское законодательство в составе финансового законо­дательства).
  3. Комплексное законодательство — выражает нормы нескольких отраслей права или их структурных образований (подотраслей и правовых институтов), которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, например воен­ное законодательство.

Предметом регулирования комплексных от­раслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают определенным единством, обусловленным общ­ностью целей и задач человеческой деятельности, например в сфере обороны и безопасности государства. Единство и взаимо­проникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)