Система принципов местного самоуправления

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
«Под принципами местного самоуправления понимаются исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения».
Законодательство и анализ трудов российских ученых в области муниципального права позволяют выделить следующие основные принципы организации местного самоуправления:

1. Самостоятельность местного самоуправления, населения муниципального образования в решении вопросов местного значения. Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное:

  • решение населением вопросов местного значения;
  • управление муниципальной собственностью, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
  • осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
2. Организация местного самоуправления исходя из интересов населения.
Данный принцип вытекает из самого назначения местного самоуправления, которое призвано действовать для населения, в его интересах и от его имени.
Учет интересов населения наиболее ярко проявляется в территориальной организации местного самоуправления. Так, например, ФЗ № 131 закрепляет, что границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. В интересах населения происходит и изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований, которое возможно лишь при согласии населения заинтересованных муниципальных образований. Так, Конституция РФ закрепляет «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий». Кроме того, принцип учета интересов населения проявляется и в организационной основе местного самоуправления, например, при реализации гражданами форм непосредственного осуществления местного самоуправления и участия в его осуществлении и при формировании органов местного самоуправления. Так, население муниципального образования может принять непосредственное участие в разработке проекта Устава муниципального образования по средствам участия в публичных слушаниях или реализации правотворческой инициативы граждан.

3. Организационное обособление местного самоуправления от государственной власти.
Данный принцип первоначально находит свое выражение в тексте Конституции РФ 1993 г., где в т. 12 закрепляется: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Некоторые ученые называют совокупность данных характеристик принципом независимости, однако, как представляется это не совсем верно. Независимость предполагает полное отсутствие подчиненности, чего нет у местного самоуправления в России в отношениях с центральными органами государственной власти. Свидетельством тому являются некоторые положения ФЗ № 131, в частности ст. 5. «Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления», ст. 6. «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления». Так же федеральным законодательством устанавливается, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Многообразие организационных и территориальных форм местного самоуправления.
Ст. 131 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях.
Ст. 10 ФЗ № 131 расширяет перечень муниципальных образований установленных Конституцией РФ и закрепляет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
С.А. Авакъян пишет: «Сквозное перечисление в Законе административно-территориальных единиц и населенных пунктов не позволило представить, каким – с точки зрения одноуровневости или многоуровневости – должно быть местное самоуправление в России. По смыслу Закона оно могло доходить от одного до трех уровней: первый уровень – отдельный населенный пункт (город, поселок, село); второй уровень – несколько населенных пунктов в различных сочетаниях (город и сельские населенные пункты, несколько сельских населенных пунктов, т.е. сельский округ, несколько городов); третий уровень – район, включающий в себя муниципальное образование как первого, так и второго уровней».
Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления проявляется в собственно формах непосредственной демократии (на сегодняшний день ФЗ № 131 закрепляет 12 таких форм) и структуре органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Многообразие организационных форм местного самоуправления в структуре органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проявляется в частности в законодательном закреплении структуры органов местного самоуправления, которая представлена следующими элементами: – представительный орган муниципального образования, – глава муниципального образования, – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), – контрольно-счетный орган муниципального образования, – иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Законодатель закрепил много вариаций порядка формирования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления, а так же оставил за муниципальными образованиями право самостоятельного определения наименований органов и должностных лиц местного самоуправления.
Так, в ст. 34 ФЗ № 131 устанавливается, что наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
В ст. 37 ФЗ № 131 закрепила различные варианты структуры местной администрации и порядка замещения должности главы местной администрации – главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

5. Гласность деятельности местного самоуправления.
Как справедливо отметил А.А. Уваров, местное самоуправление как форма публичной власти должна нести на себе особые, обеспечивающие социальную интеграцию населения муниципальных образований признаки. Эта власть должна быть максимально адаптирована к местным условиям, специфическим потребностям и интересам населения, а ее функционирование должно адекватно отражать и реализовывать эти потребности и интересы. Это во многом может быть достигнуто при условии информационной открытости местного самоуправления. Более того, информационная открытость – ведущий принцип организации и деятельности местного самоуправления.
Право на информацию и обладание ею – одно из гарантий реальной связи населения и местного самоуправления, участия граждан в муниципальной жизни, т.е. в этом плане право на информацию является одной из предпосылок возможного осуществления права граждан на местное самоуправление.
С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Наиболее ярко принцип гласности проявляется в формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

6. Законность в осуществлении местного самоуправления и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Принцип законности имеет место быть в деятельности органов и должностных лиц по всей вертикали власти.
Законность в осуществлении местного самоуправления проявляется в требовании организации и деятельности местного самоуправления на основе и в рамках закона. Соблюдение законности обеспечивается органами прокуратуры, органами внутренних дел, Следственным комитетом РФ, а также судом.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исходит из того, что в Конституции РФ они признаются высшей ценностью.

7. Гарантированность местного самоуправления государством.
Гарантированность местного самоуправления подтверждается следующими положениями российского законодательства о местном самоуправлении:

  • в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;
  • местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)