Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в наукоградах и на приграничных территориях

Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами.
Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования.
Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее – организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.
Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.
В случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.
Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

  • установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;
  • определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;
  • медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований;
  • выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых организациями и (или) объектами;
  • обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации.
Решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.
Предложение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации.
Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении и (или) изменении границ создаваемого или преобразуемого закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
При отсутствии в административно-территориальном образовании и (или) на соответствующей территории органов местного самоуправления указанные органы формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и настоящим Законом в течение двух лет со дня создания закрытого административно-территориального образования.
В случае, если создание, преобразование или упразднение закрытого административно-территориального образования влечет создание вновь образованного муниципального образования, решение вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования и формирование органов местного самоуправления данного муниципального образования осуществляются в соответствии с порядком образования нового муниципального образования, установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Предложение Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования вносится с перечнем мероприятий переходного периода для данного закрытого административно-территориального образования.
При разработке предложения о преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования и перечня мероприятий переходного периода с учетом предложений соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки отмены или изменения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и формы поддержки государством населения на переходный период, программы социально-экономического развития муниципального образования.
Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются ФЗ № 131 с учетом особенностей законодательства о закрытых административно-территориальных образованиях.
К специфическим полномочиям органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования можно отнести следующие:

  • координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на территории организации и (или) на объекте глава местной администрации совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;
  • участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
  • по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
  • осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;
  • вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;
  • выступают заказчиком на строительство и ремонт жилого помещения, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории;
  • ведут учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, и определяют размер указанной социальной выплаты;
  • осуществляют оплату стоимости проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимости провоза багажа при изменении границ, преобразовании и др.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования:

  • планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;
  • генеральный план закрытого административно-территориального образования;
  • подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;
  • резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.

Таким образом, особенностями организации местного самоуправления на территории закрытого административно-территориального образования являются следующие:

  • является самостоятельным видом муниципального образования, который создается всегда и только в виде городского округа (который, в свою очередь, не входит в состав муниципальных районов, на территории которых они расположены);
  • особый порядок присвоения территории статуса закрытого административно-территориального образования (необходимо решение Президента РФ по представлению Правительства РФ, при этом, решение о создании, преобразовании или об упразднении принимается Президентом РФ);
  • территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов;
  • при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются;
  • границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации;
  • находится в ведении федеральных органов государственной власти по отдельным вопросам, в частности по вопросам установления административной подчиненности, границ муниципального образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;
  • существуют особенности, связанные с ведением хозяйственной и иной экономической деятельности;
  • на органы местного самоуправления возложены дополнительные полномочия, связанные с необходимостью обеспечения режима безопасности, предотвращения возможных негативных последствий в случае аварии на объекте и иной чрезвычайной ситуации;
  • органы местного самоуправления ограничены в осуществлении некоторых полномочий по решению вопросов местного значения;
  • глава местной администрации всегда назначается по результатам конкурса по контракту; при формировании конкурсной комиссии одна треть назначается федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • получает дополнительное финансирование из федерального бюджета на благоустройство территории и иные вопросы.

Наукограды

Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
Наукоград Российской Федерации – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.
Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

  • численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;
  • объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

  • научные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
  • организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.
При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации.
Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются:

  • несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда;
  • мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.
Необходимо учитывать, что с 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» который устанавливает новые критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса и регулирует иные вопросы.

Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – закон о Государственной границе), определяющим режим приграничной территории.
Необходимо отметить, что в Законе о Государственной границе и ФЗ № 131 упоминается о приграничных территориях и о пограничных зонах. Данные понятия используется в указанных законах без соответствующего пояснения значения понятий. Однако, как представляется, данные понятия не являются тождественными и приграничная территория – понятие более широкое.
Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях, исходя их смысла Закона о Государственной границе, определяются пограничным режимом, который включает следующие правила:
1) в пограничной зоне:

  • въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
  • хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ:

  • учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
  • промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.
Таким образом, приграничная территория включает в себя пограничную зону, а также российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах.
В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны – с уведомлением пограничных органов.
Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:

  • предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы;
  • оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
  • создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
Уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.
Таким образом, особенность организации местного самоуправления на приграничных территориях состоит в следующем:

  • органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия, физические и юридические лица действуют в особых условиях, которые предполагают установление определенных ограничений. Устанавливаемый указанным Законом пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы. Он включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.
  • органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы;
  • органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничной территории, участвуют в приграничном сотрудничестве. Органы местного самоуправления, участвуя в решении указанных задач приграничного сотрудничества, осуществляют в установленном порядке внешнеэкономические связи с местными органами власти, организациями сопредельных государств, заключают с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.
Статьи по теме

Мы контакте

Пишите. Задавайте вопросы

Мы принимаем

Рассчитать стоимость